Войти в почту

Славянский карнавал. Традиции широкой Масленицы

В России 17 марта – Прощеное воскресенье. Это седьмой день масленичной недели славянского карнавала. Главное, что нужно было сделать сегодня, – сжечь чучело зимы и попросить прощения у близких людей. Почему, знает специальный корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.

Славянский карнавал. Традиции широкой Масленицы
© Mir24.TV

Москва нарядилась, как красна девица. На проводы зимы. Проводы, похороны, поминальный обряд. Вот только отношение к погребальному обряду у восточных славян было несколько иным. В честь покойника устраивали пляски и пир на весь мир.

«На Масленицу земля скидывает с себя белый саван. Жизнь побеждает смерть. И все вокруг преображается», – говорит участница фольклорного коллектива Вера Думчева.

Масленица – этакий русский карнавал. В карнавал все равны, нет социальных статусов.

«Чем больше шапка, тем больше чин», – говорит Александр Просветов, актер и режиссер театра «Звери, птицы скоморохи». Он одет в костюм думского боярина. – У кого самая высокая шапка, тот может давать советы царю».

«С чем блины? На сметане, – говорит Софья Кийкова. – Смотрите, здесь со сгущенкой, с облепихой и малиной. На масленицу, да облепиховое варенечко, где еще найдете? Блины на дрожжах бабушкиных, сами выращивали. У нас блины на углях, видите, они не жаренные, именно печеные!».

Размер имеет значение. Московские шеф-повара в шесть рук испекли царь-блин. Метр двадцать в диаметре! Тут же рядом начинка – какую душа пожелает. Например, с утиной грудкой, томленой в вине. Или блины на свекольном соке. Народ богат на выдумку: на Ставрополье из блинов целого слона слепили.

Блины классические, кружевные, с припеком пекли и ведущие телеканала «Мир». «Яйца, петрушка, укроп. Все самое и полезное для наших зрителей, по-другому не бывает. Заливаем блин, потом сверху посыпаем нашу начинку. Получается очень вкусно!», – рассказывает телеведущая Камила Тилова.

В центре Москвы разгуляй. Гостей из Вологды так кадриль закружила, едва на поезд успели.

«Честной народ, подходи, налетай, мою живопись покупай». О том, как задабривали духов в старину, художница знает все. «Этот домовенок оберегает дом. Помогает в делах. Имени у него нет, когда человек приобретает домовенка, человек должен сам ему придумать имя. Угостить его бараночной или конфеткой», – рассказывает Екатерина Смирнова.

Браслет новгородского типа. Такие ковали в 10 веке. Если бы Василий Слащев пришел в кузницу тогда, его бы в ученики не взяли. С 10 лет в старину обучали кузнечному делу. Василий пользоваться огнем и молотком начал в сорок. «Мышцы были против этого мероприятия, – говорит кузнец. – Я узнал о тех мышцах, о которых раньше не знал. Пальцы, вот здесь вот, начали побаливать. Потом я к этому привык».

Силу своих мышц проверили на площади Измайловского кремля сразу 500 человек. «Мужики они же как? Помахали кулаками, силой померялись и подружились, – говорит участник гуляний. – Всем известно, что после хорошей драки люди дружат. Вот мы нашли несколько команд, потом пообщаемся, попьем чай с сушками».

Стенкой на стенку и раньше ходили. Сначала юноши, потом женатые, следом мужики постарше. Заранее договаривались, как бить – кулаками или ладонями.

У масленичных боев языческий смысл. В древности, как правило, князья устраивали бои до первой крови перед гробом покойника. С тех пор так и повелось – бьют сильно, но любя. Кулаки почесали, и другу у друга прощения попросили. А затем принесли жертву – сожгли чучело Масленицы. Праздник задабривания мертвых есть у всех народов. В Мексике – день мертвых. В Германии – своя веселая неделя, которая завершается символическими поминками карнавала. И там тоже сжигают чучело. Только чучело Чумы. В старину пепел от нее развеивали по полям. Задабривали землю и предков ради будущего урожая.