"Энтузиаст, гений и отчасти мошенник": о жизни и изобретениях Павла Гроховского

Один из родоначальников и организаторов отечественных Воздушно-десантных войск, конструктор и изобретатель Павел Гроховский родился 18 марта 1899 года — 125 лет назад.

"Энтузиаст, гений и отчасти мошенник": о жизни и изобретениях Павла Гроховского
© ТАСС

От ученика аптекаря к изобретателю

Появился на свет будущий полковник в Вязьме Смоленской губернии в семье начальника железнодорожной станции. Вскоре родители переехали в Тверь, где и прошла юность Павла Гроховского, там же он поступил в Тверское реальное училище. Не завершив обучение, в 1915 году молодой человек перебрался в Петроград и приступил к работе учеником аптекаря.

В Октябрьскую революцию Гроховский добровольцем вступил в Ревельский отряд моряков, служил на Балтике. Затем в составе красных воевал на Нижней Волге, вступил в партию большевиков, сблизился с председателем Центробалта матросом Павлом Дыбенко, который вручил Гроховскому маузер за храбрость. Неоднократно жизнь висела на волоске.

После завершения Гражданской войны Гроховский решил покорять небо и окончил 2-ю школу летчиков в Борисоглебске. Начал службу в Евпатории, а продолжил в Новочеркасске. Новый этап в его жизни случился в 1929 году, после поступления на работу в НИИ ВВС. Уже тогда он зарекомендовал себя активным генератором идей и новатором.

Опробовать все лично

Первый прыжок с парашютом Павла Гроховского едва не закончился трагически — купол зацепился за костыль самолета и порвался. Инцидент натолкнул его на идею создать собственный парашют (вместо дорогого американского фирмы "Ирвин"). Многочисленные эксперименты, проведенные как на моделях, так и на людях (прыгали в том числе сам Гроховский и его жена Лидия), позволили вскоре решить задачу. Шелк заменили более практичным и дешевым хлопчатобумажным материалом.

Тем не менее главным делом изобретателя стало создание техники для десанта. Тогда этому роду войск было необходимо обеспечить приоритетное развитие. В решении Реввоенсовета РККА на 1930/31 учебный год обращалось внимание на необходимость срочного уточнения организационной структуры и теории применения подразделений, предназначенных для воздушного десантирования. Также отмечалось скорейшее создание экспериментальных воздушно-десантных частей — первый десантный отряд предписывалось подготовить к 1 июня 1931 года.

Создание отряда осложнялось тем, что предстояло не только собрать и обучить людей из числа добровольцев, но также снабдить их средствами для десантирования.

Существенный вклад в комплексное решение всех этих вопросов и внес Павел Гроховский. Талантливый самоучка не мог похвастаться глубиной знаний в области аэродинамики или сопромата, однако был весьма восприимчив ко всему новому и необычному, старался с первых же шагов улучшить ту или иную конструкцию. Направление его работ в области техники для десанта было новшеством не только для нашей страны, но и в мировом масштабе — ведь опыта в области воздушного десантирования тогда имелось крайне мало.

Благодаря Гроховскому и энтузиастам его группы за предельно короткий срок (пять-шесть лет) появились оригинальные образцы парашютов для массового производства, различные варианты подвесок и установок, образцы десантной тары, которые позволяли проводить переоборудование имевшихся бомбардировщиков, приспособить их для десантирования людей и техники.

При всем этом изобретатель обладал талантом "продавать" свои идеи высокому начальству. Для командования ВВС и РККА Гроховский готовил альбомы с качественно выполненными рисунками и фотографиями. Причем на первой странице обычно размещался портрет Иосифа Сталина с подходящей цитатой. Затем шел портрет наркома обороны Климента Ворошилова, на третьем листе — самого Павла Гроховского в парадной форме. После всего этого было дано описание сути предлагаемого к принятию на войсковые испытания изделия.

Без триумфа, но с пользой

Первая крупная демонстрация созданной Гроховским техники руководству страны и армии, включая Сталина, состоялась 15 июля 1931 года на Центральном аэродроме в Москве. С самолета ТБ-1 сбросили так называемый авиабус — специальное устройство для беспарашютного десантирования с предельно малой высоты (500 м). Оно предназначалось для бойцов с оружием и боеприпасами, но в тот день из люков после приземления, к изумлению собравшихся, выскочили собаки и куры. А вот многие грузовые мешки, велосипеды, а также автомобиль разбились. Триумфа не получилось.

Изобретатель объяснил неудачу кознями со стороны командования НИИ ВВС. Доводы, видимо, нашли обоснованными. Его поблагодарили, наградили именным оружием и Почетной грамотой. Начальник вооружений РККА Михаил Тухачевский вывел группу Гроховского из структуры НИИ ВВС, образовав в апреле 1932 года Особое конструкторско-производственное бюро (ОКПБ) ВВС с подчинением начальнику Управления ВВС Якову Алкснису. В том же году изобретателя наградили орденом Ленина, а также расширили фронт работ: Ленинградский завод №47 получил указание исполнять заказы ОКПБ по десантной технике. 

Были созданы и переданы на государственные испытания как новые образцы парашютов, так и сбрасываемые с их помощью средства доставки и десантирования. Многие из них не обладали достаточной надежностью, руководство НИИ ВВС критически отзывалось о работах Гроховского в целом, отмечая, что пусть это и интересные конструкции, но они требуют серьезной доработки. В марте 1934 года институт передали Наркомату тяжелого машиностроения, а комдива Павла Гроховского назначили начальником и главным конструктором созданного Экспериментального института (ЭИ). Теперь конструктор и его команда занимались, в частности, созданием зажигательных и управляемых боеприпасов, радиоуправляемых самолетов, готовили собак-диверсантов. Объем финансирования возрос.

Многие разработки ЭИ широко применялись как при посадочном, так и при парашютном десантировании больших масс войск — например, во время Киевских учений в сентябре 1935 года. Правда, среди направленных руководству армии в этом же году документов наряду с положительными отзывами имелось несколько рапортов о нерациональной трате институтом огромных денежных сумм.

Летательные аппараты для десанта

Среди многочисленных летательных конструкций, предложенных Гроховским, наибольший интерес представляли планер Г-31, легкий транспортно-десантный Г-37 и бесхвостый самолет со стреловидным крылом Г-39 ("Кукарача", "Бесхвостка").

Построенный в 1932 году планер Г-31 предназначался для перевозки 1,7 тыс. кг груза или 17 десантников. Он неплохо летал благодаря высокому аэродинамическому качеству, а установка на один из двух опытных экземпляров легкого мотора превратила аппарат в мотопланер.

Знаменитый летчик Валерий Чкалов, проводивший с 7 мая по 1 июня 1934 года в Ленинграде летные испытания машины Г-37, отмечал хорошую устойчивость и управляемость на всех режимах и, главное, отсутствие вибраций, столь характерных для других двухбалочных конструкций. Окончив программу испытаний, Чкалов 12 июня перегнал Г-37 в Москву на Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе, причем за рекордное тогда временя — 2 часа 15 минут. Комиссия во главе с Серго Орджоникидзе оценила аппарат положительно, особо отметив высокую среднюю скорость полета, несмотря на слабый и сильно изношенный мотор. Впоследствии по схожей двухбалочной схеме были построены голландский истребитель "Фоккер" G-1 и немецкий разведчик FW 189.

Г-39 планировали использовать для перерезания оперения хвоста вражеского самолета, т.е. уничтожения его методом тарана. Вместо толкающего, на этой машине установили тянущий винт, создавая, по замыслу разработчиков, необходимую подъемную силу и обеспечивая практически вертикальный взлет. Вот только опытный самолет так и не смог оторваться от поверхности аэродрома.

В целом, ни один из летательных аппаратов Гроховского в серию так и не был запущен.

Несмотря на заслуги

В ноябре 1936 года главный инженер Главного управления оборонной промышленности Андрей Туполев подготовил приказ о ликвидации ЭИ — работа института подверглась серьезной критике на Военном совете ВВС. На мой взгляд, причины ряда неудач — прежде всего в общем недостатке квалифицированных специалистов в стране, их просто не успели подготовить в необходимом количестве.

Павла Гроховского назначили начальником Центрального хозяйственного управления Центрального совета Осоавиахима, погрузив деятельного человека в рутинную работу. Чтобы дать выход своим идеям, он активно сотрудничал с журналом "Техника — молодежи". Тогда же изобретателя переаттестовали в полковники.

Для многих современников Гроховский стал синонимом нового, непривычного, даже дерзкого и рискованного. Всего в период с 1928 по 1938 год он получил 50 авторских свидетельств в области авиации и парашютизма, написал порядка 10 научно-популярных статей. Идеи Гроховского, разработанные им методики и его личная практика, несомненно, способствовали зарождению Воздушно-десантных войск СССР. Но имелись и убежденные противники, уверенные, что задумки конструктора-самоучки в основном бесполезны и ведут только к трате народных денег.

Ахиллесовой пятой Гроховского многие называют доверчивость, пользуясь которой ряд "изобретателей" получали без серьезных обоснований значительные суммы, а затем бесследно исчезали. Арестовали его 5 ноября 1942 года после рассмотрения доноса на заседании Военного совета. 

Вероятно, "экономическое дело" превратили в "политическое". В разные годы за Павла Гроховского ходатайствовали и помогали увеличить бюджет его организации бывший командующий ВВС РККА Яков Алкснис, бывший Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и начальник вооружений РККА Михаил Тухачевский. Все они до Великой Отечественной войны и во время нее числились в СССР "врагами народа".

Заслуги конструктора и изобретателя, его награды и поощрения во внимание не приняли — смертный приговор Особого совещания при НКВД к расстрелу был приведен в исполнение 29 мая 1943 года. Около 10 лет провела в тюрьме и лагере также его жена Лидия. Реабилитировали Павла Гроховского в 1957 году.