Соцопросы в Польше фиксируют рост негативного отношения к Украине и украинцам
Полная поддержка Киева — только картинка, которую демонстрируют на высшем политическом уровне Польша, как известно, считается самым верным союзником Украины – поддерживает Киев буквально во всех русофобских начинаниях, поставляет оружие и наёмников в зону СВО и даже выражает готовность стать главным украинским адвокатом при вступлении в ЕС и в НАТО. Однако это только внешняя картинка, принятая исключительно на самом высшем политическом уровне. А вот в бытовом плане между украинцами и поляками наблюдается, мягко говоря, сильная взаимная нелюбовь… Не так давно европейские социологи опубликовали специальный доклад, который выявил, что буквально во всех социальных слоях Польши – то есть во всех возрастных группах, в больших и малых городах – наблюдается крайне негативное отношение к украинцам и Украине. Это ярко видно на примере многодневных протестных акций польских фермеров, которые фактически заблокировали польско-украинскую границу с целью недопущения украинской сельхозпродукции на внутренний рынок Польши. А ещё поляки буквально ненавидят украинских беженцев, которые якобы отнимают у них работу как более дешёвая рабочая сила, разводят в стране привычную для Украины коррупцию и вообще сильно криминализируют обстановку в польских городах… У истоков великой ненависти Примечательно, что это недовольство носит не только чисто экономический характер. Многие социологи считают, что дело тут скорее в привычной для поляков исторической ненависти к украинцам, демонстрируемой ежедневно и ежечасно. К примеру, часто польские работодатели держат украинских работников на положении рабов, заставляя работать по 15 – 18 часов в сутки, штрафуют за малейшую провинность и нередко «кидают» на деньги. Участились случаи отказа в приёме на работу украинцев только из-за того, что они украинцы. Не так давно в городе Гдыня разразился большой скандал из-за того, что здешний польский ресторан вывесил объявление о поиске шеф-повара с условием: «Никаких украинцев и им подобных». А когда местные журналисты указали хозяевам на ксенофобский характер объявления, то в ресторане ответили: «Мы рады всем клиентам, но нелюдям – нет»… …Откуда же такая ненависть чисто по национальному признаку? Думаю, что так сложилось исторически. Когда-то украинцы, как и русские с белорусами, составляли единый восточнославянский народ, образовавший древнее государство, названного историками Киевской Русью. Но в XIII-XIV веках на древнерусские земли обрушились волны иноземных захватчиков: с востока шли татаро-монголы, с запада – немецкие крестоносцы, польская шляхта и литовские князья. В итоге независимость сохранила лишь северо-восточная часть Древней Руси – Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Рязанское княжества. Именно они послужили ядром образования России. А вот Южная Русь – Галицко-Волынское княжество и Киевская земля вошли поначалу в состав Великого княжества Литовского, а затем – в польско-литовское государство Речь Посполитая. Со временем Южная Русь получила название Украины, то есть окраины, пограничной территории между Польшей, Россией и Турецкой империей. Так исчезла единая восточнославянская народность – появились русские, белорусы и украинцы. Украинцы не чувствовали себя полноправными гражданами польско-литовского государства. Поляки презрительно называли их «быдлом», то есть «скотом», отказывая украинцам даже в малейших правах. Причём над украинцами довлел двойной гнёт – национальный и религиозный, ибо католическая церковь Польши старалась истребить православие, исповедовавшееся значительной частью украинского народа. Неудивительно, что в XVII столетии заполыхала национально-освободительная война Украины под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Он избрал себе союзником царскую Москву, полагая, что только в составе единокровного и единоверного Российского государства Украина сможет обеспечить себе культурное и национальное развитие… Уже через 100 лет почти вся Украина вошла в состав Российской империи, а её западная часть – Волынь и Галиция – после раздела ослабевшей Речи Посполитой присоединилась к Австро-Венгерскому государству. Такая территориальная ситуация сохранилась после потрясений начала ХХ века, то есть после Первой мировой войны и Великой русской революции, когда на месте былых европейских империй возникли новая Польша и Советский Союз. «Нет никакого украинского народа» Как пишет по этому поводу российский историк Борис Джерелиевский: «По Рижскому мирному договору 1921 года между советскими республиками и Польшей последняя получила западно-украинские и западно-белорусские земли, которые составили половину её площади… Одним из условий, обеспечившим передачу этих земель Польше, было предоставление украинцам культурной и национальной автономии. Однако ничего этого не последовало… Поляки запретили национальный идентификатор «украинец», заменив его на «поляка малого», хотя гораздо чаще жителей Галиции и Волыни новые хозяева называли просто «быдло» или «хамы». На входе в парк небольшого городка Гоща поляки открыто повесили вывеску «С собаками и украинцами вход воспрещён». Такие же надписи имелись и во львовских трамваях… «Нет никакого украинского народа, – заявлял министр образования польского правительства Грабский. – Украинский народ – это выдумка коммунистов с пропагандистской целью». Таким образом, польская власть фактически реанимировала порядки средневековой Речи Посполитой – украинцы для поляков снова стали рабочим скотом. Официально была запущена программа «полонизации» (ополячивания) края. В рамках этой программы лучшие земли Западной Украины, именовавшиеся Малой Польшей, или Восточными Кресами, стали заселятся так называемыми «осадниками» – переселенцами из Польши. Главным образом это были вышедшие в отставку польские военные. В зависимости от их ранга они получали во владение от 20 до 45 гектаров сельскохозяйственных угодий, становясь владельцами поместий, на полях которых трудились совершенно бесправные «малые поляки». «Осадники», в отличие от «аборигенов», имели право носить оружие и применять его тогда, когда считали это необходимым. «Они имели гораздо больше прав и возможностей оставаться безнаказанными, чем даже израильские переселенцы на оккупированных палестинских землях», – подчёркивает Борис Джерелиевский. Поляки закрыли на своей территории почти все украинские и белорусские школы. Попытки открыть их вновь приравнивались к государственному преступлению. В июне 1934 года специальным декретом правительства был создан лагерь смерти Картуз-Береза, в который помещали любого, кто посмел сомневаться в правильности проведения польской национальной политики. Одновременно Польша на международном уровне официально отказалась соблюдать любые права своих национальных меньшинств… В течение ближайших 25 лет поляки хотели «окончательно решить украинский вопрос». Но этим зловещим планам, как ни парадоксально это звучит, помешало… начало Второй мировой войны, когда западно-украинские и западно-белорусские земли в 1939 году были освобождены от польских оккупантов войсками Красной армии. Между тем одним из последствий польского террора в качестве реакции части украинского общества стало рождение такого кроваво-чудовищного урода, как Организация украинских националистов (ОУН, террористическая организация запрещена в России). Словом, не будь антиукраинского польского террора 20 – 30‑х годов, не было бы и оуновских головорезов! Ни в чём не уступали друг другу Кровавая развязка национального противостояния наступила в годы Великой Отечественной войны, когда Западная Украина попала под немецкую оккупацию. Борис Джерелиевский справедливо указывает: «Последствия двадцатилетнего польского правления Западной Украиной значительно облегчили немцам организацию украинско-польской резни. Гитлеровцы, полностью реализуя старинный римский принцип «разделяй и властвуй», предпочитали очищать жизненное пространство для германцев руками представителей «низших рас». Учитывая лютую ненависть ко всему польскому украинских жителей края, переживших «полонизацию», организовать это было совсем не трудно». Немцы поначалу заигрывали как с украинцами, так и с поляками. О сотрудничестве ОУН с немцами сегодня известно широко. Но и поляки оказались ничуть не лучше – из-за ненависти ко всему русско-советскому польские националисты также шли на тесное сотрудничество с оккупантами. Из их числа активно формировались здешние отряды немецкой вспомогательной полиции. Этой ситуацией немедленно воспользовалась польская подпольная организация «Армия крайова» (АК), подчинявшаяся эмигрантскому правительству в Лондоне. Во многих местах Западной Украины поляки специально вступали в немецкую полицию по заданию АК. Эти люди зачастую строили свою полицейскую работу так, чтобы в конечном счёте нейтрализовать или даже уничтожить украинских националистов, которых АК, наряду с коммунистами, почитала за своих врагов. По словам военного историка Константина Семёнова: «Помимо физического уничтожения поляки широко практиковали доносы на украинцев в полицию безопасности (гестапо). Всё это способствовало росту межнациональной розни и эскалации насилия»… К концу 1942 года немцы решили окончательно стравить польских и украинских националистов, которые стали показывать всё большую строптивость в отношении Третьего рейха. Именно с тайного благословения нацистов летом 1943 командующий воинским филиалом ОУН, названным Украинской повстанческой армией (запрещена в России), бывший капитан вермахта Роман Шухевич и устроил знаменитую Волынскую резню, когда здешние польские деревни уничтожались буквально поголовно, вместе со всем населением, от мала до велика. Таким образом, оуновцы разом припомнили полякам и доносы в гестапо, и польскую национальную политику 20 – 30‑х годов… Впрочем, поляки ответили на Волынь не менее чудовищными акциями, о чём в нынешней Польше очень не любят вспоминать. Вот как свои кровавые будни уже после войны описывал боевик АК Стефан Дембский по кличке Экзекутор: «Наш боец Твардый с ножом бросался на украинцев и резал их на куски. С неслыханной ловкостью вспарывал им животы или разрезал глотки, даже кровь брызгала на стены. Невероятно сильный, часто вместо ножа использовал обычную деревянную лавку, которой раскалывал черепа, как маковые головки. Однажды собрали три украинские семьи в одном доме, и Твардый решил прикончить их «весело». Надел найденную на полке шляпу, взял со стола скрипку, начал играть на ней. Разделил украинцев на четыре группы и при звуках музыки приказал им петь «Тут взгорье, там долина, в ж… будет Украина…» И под угрозой моего пистолета бедолаги пели, аж стёкла в окнах дрожали. Это была их последняя песня. После окончания концерта Твардый так живо принялся за «работу», что мы удрали в сени, чтобы и нас ошибочно не зарезал»… Неудивительно, что сразу после войны Советский Союз и Польша «обменялись» населением – проживавшие на польской земле украинцы уехали в нашу страну, а украинские поляки – к себе на историческую родину. Потому что взаимная ненависть была такой, что жить под одной государственной крышей им было уже невозможно. И эта ненависть, как видим, никуда не делась и по сей день… …Какой из всего этого следует вывод? Да очень простой – нам, россиянам, не следует ввязываться в этот исторический польско-украинский спор. Не ввязываться никак! Потому что это спор двух русофобов, одинаково ненавидящих Россию. Да и моральный облик у них ещё тот – этот спор больше смахивает на свару двух взбесившихся псов, которые по степени кровожадности ничуть не уступают друг другу. Так что пусть грызут друг друга и дальше. И чем больше они это делают, тем лучше будет для нас – пусть остальной мир узнает обе стороны такими, каковы они есть на самом деле, безо всяких прикрас. Россия от этого будет только в выигрыше… Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему Польша объявила войну советским памятникам.