135 лет назад родился поэт, литератор, актер, композитор и певец Александр Вертинский. Он быстро стал популярен в России, а потом покорил и зарубежье. О многогранном таланте – корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Портсигар Александра Николаевича Вертинского: оборотная сторона – инициалы «АВ». Этот портсигар им был привезен в 1943 году из Шанхая.
С любимым аксессуаром Вертинский практически не расставался. Как и со швейцарскими карманными часами – это атрибут мужского костюма русской интеллигенции начала ХХ века. Вот только Вертинский не вписывался в узкие рамки декаденства. Во время Первой мировой отправляется добровольцем на фронт. На фотографии ему 25 лет, он санитар 68-го военно-тылового поезда.
«Вертинский наложил повязки 35 тысячам раненых российских солдат», – рассказал заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Музея истории российской литературы имени В. И. Даля Николай Прохоров.
Бенефис Вертинского был в первый день Октябрьской революции. Поэт присутствовал на похоронах расстрелянных в Москве большевиками юнкеров – сторонников белого движения. После чего написал один из самых известных своих романсов «То, что я должен сказать».
Литератор, киноактер, композитор, он искал себя в разных ипостасях. Москву покорял, как и положено поэту серебряного века, утонченным, изысканным. И голодным. Концерты давал за еду, в поисках славы слонялся по бульварам. И сочинял стихи. Дебют на эстраде состоялся в Арцебушевском театре миниатюр, где он предстал перед зрителями в знаменитом образе Пьеро.
Наркозависимость, путешествия, последний концерт, драматические отношения с ближайшим окружением: судьба поэта-шансонье напоминает театрализованное шоу. Закулисную боль человека, который большую половину жизни провел напоказ, на сцене играют и спустя десятилетия после смерти артиста. Рассказал о своем Вертинском и обладатель премии «Золотая маска» Альберт Макаров.
«Песни Вертинского я впервые услышал в детском доме на пластинке. Потом профессионально столкнулся в театральной академии с первым большим конкурсом актерской песни», – вспоминает Альберт Макаров.
«Жил я шумно и весло», писал о себе поэт Вертинский. Страсть к приключениям привела к эмиграции. Четверть века он скитался по свету. Своими песнями, которые сам называл ариетками, покорил Европу, США и Восток. Но всегда просился обратно на родину. В Москве жизнь Вертинского и закольцевалась.
Тверская улица, дом 12 – здесь после переезда в Москву в 1913-м снял комнату тогда еще малоизвестный актер Александр Вертинский. И здесь же ему после возвращения из эмиграции в 1943-м уже советская власть выделила собственную квартиру. Сюда приходила вся прежняя театральная и музыкальная богема Москвы. Здесь прошли последние 15 лет жизни.
Его манера исполнения – напевный и жеманный речитатив с выразительным грассированием. При этом Вертинский себя певцом не считал. Скорее, артистом.
«Вертинский – крупнейшая фигура русского зарубежья. И его влияние, авторитет в русском зарубежье и в Европе, и на Востоке, то есть в Китае, где он провел значительное время перед возвращением в СССР, очень велики», – считает директор Музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.
Ради любимой супруги и обожаемых дочек уже известный на весь мир Вертинский сменил богемный образ жизни на домашний очаг. Неизменным осталась страсть к сцене. Только за последний 14 лет своей жизни он дал больше трех тысяч концертов.