Игумен Климент рассказал, как живет в дни поста монастырь на острове Русском
На первой неделе Великого поста наш корреспондент побывал в Свято-Серафимовском мужском монастыре.
…Тяжелая кованая калитка открыта - входи, добрый человек, взирай на красоту, наблюдай порядок, наполняйся воздухом молитвы. Но благолепный монастырский двор пустует: Вечерня закончилась, а Повечерие еще не началось. На брусчатых дорожках не видно ни насельников, ни паломников, остановились работы на строящейся часовне, затихли даже коровы на ферме. Только куранты на недавно завершенной колокольне мелодично напоминают, что прошло еще четверть часа неторопливой монашеской жизни.
Настоятель Свято-Серафимовского мужского монастыря игумен Климент прерывает короткий отдых и спускается из своей келии в архондарик - так, по-афонски, называет братия приемную комнату для гостей. Долго не может оторвать от уха телефон, отдает распоряжения по поводу оформления одного из помещений в достраивающемся Спасо-Преображенском соборе.
В прошлой, мирской жизни игумен Климент был художником и музыкантом Сергеем Кривоносовым (лидером и вокалистом известной владивостокской группы "Овод"). Его развитый вкус и организаторский талант с успехом проявились потом в ходе обустройства монастыря, который стал сегодня достопримечательностью острова Русского и популярным местом паломнического туризма. Такие способности не могли укрыться от правящего архиерея, поэтому отец настоятель в последние годы активно вовлечен в строительство кафедрального собора, что на центральной площади Владивостока - как он сам говорит, исполняет "административное послушание". А вот в своей обители все работы на время Великого поста игумен постарался свернуть максимально.
- Пост - время духовной мобилизации. До минимума сокращаются всякие работы, текущие дела, стройки, ремонты… Остаются только неотложные послушания. Ферма, пасека, кухня работают в ограниченном режиме, - объясняет он. - В первые два дня поста все, кому позволяет здоровье, полностью воздерживались от пищи, в будни - растительная еда без масла, и только в субботу и в воскресенье готовим с маслом. Мяса монахи и так никогда не едят, а рыбу Великим постом положено вкушать дважды - в праздник Благовещения и в праздник Входа Господня в Иерусалим. Главное же - все насельники участвуют во всех богослужениях суточного круга. Устав во время поста позволяет вести более внимательную молитвенную жизнь.
Длинные, без сокращений, монастырские службы в пост становятся еще продолжительнее. Впрочем, подъем в 3:30 здесь - круглый год. Так живут в Свято-Серафимовской обители десять монахов в мантии, три инока, послушник и несколько трудников - всего 25 человек. Молятся, трудятся, наблюдают за собой - спасают свои души для жизни вечной. Подобные наставления игумен дает и мирянам, регулярно посещающим монастырские службы. Ведь заповеди Христовы даны всем христианам, без различия между монахами и немонахами, и Устав церковный един для всех них.
- Цель поста - дать духу восторжествовать над телом. Человек двусоставен - в нем есть и материальное, и духовное. Мы привыкаем исполнять желания и прихоти нашего тела, это выражается не всегда в явных каких-то пороках, но и в безобидных, казалось бы, вещах - мы любим вкусненько покушать, покупаем себе удобные вещи, заботимся о том, чтобы отдохнуть, развлечься, сделать себе приятное. Этим мы ублажаем наше плотское, материальное начало. И чем больше мы это делаем, как ни странно, тем меньше оно нас слушается. Святые отцы сравнивают человеческое тело с ослом. Осла нужно нагружать. Если на него нагружают мало, то он ведет себя неконтролируемо - начинает брыкаться, упрямиться. А если его много нагружают, тогда он становится послушным и исполнительным. Наша плоть примерно так же. Так вот, нужно дать духу возобладать над плотью - это делается через пост, - говорит игумен Климент.
23 года назад насельникам вернули сгоревший кинотеатр с полуразрушенной крышей - так выглядел тогда бывший полковой храм 34-го Восточно-Сибирского полка. С тех пор в монастыре идет медленная, но непрерывная стройка: восстановили и расписали храм, построили братский корпус, трапезную, котельную, ферму, гостиницу для паломников, кафе в привратницкой. Все на свои средства. В прошлом году положили асфальт и брусчатку, разбили клумбы - и пространство преобразилось. Недавно практически закончили возведение пятиярусной колокольни - строительство растянулось на семь лет, деньги собирали в том числе на фандрайзинговой площадке в Сети. Теперь строится крестильная часовня с баптистерием. Планируют еще поставить угловую башню - она, по словам игумена, архитектурно обозначит территорию монастыря. Но это все - после Пасхи.
Фото: Елена Васильева
- Великий пост - это, как сказано, "пучина, переплыв которую, мы должны встретить праздник Воскресения Христова". Для каждого христианина Пасха - очень важный день в году, доминанта годового цикла, по словам Григория Богослова, "праздник праздников и торжество из торжеств". Это как в детстве, когда мы ждали Нового года и появления Деда Мороза. Дело ведь было не в мандаринках и шоколадках, а во внутреннем празднике, торжестве, - сравнивает игумен. - Вот так же мы ожидаем Пасху. Замечено: те, кто постится и старается проводить Великий пост по Уставу - в воздержании и покаянной молитве, чаще исповедуясь и каждое воскресенье приступая ко причастию, - они Пасху встречают с радостью, с глубоким переживанием и осознанием праздника. А несоблюдающие пост не могут ощутить его глубины.
На время поста зрение следует обратить вовнутрь, а мысли рассеянные собрать и сосредоточить. Для современного человека, говорит игумен Климент, особенно актуален информационный пост:
- Мы ежедневно потребляем мегабайты информации, много развлекаемся, проводим время в пустых просмотрах, чтении развлекательного контента. Великим постом я рекомендую нашим прихожанам вообще отказаться от просмотра новостей и развлекательных программ. Если человек попробует себя ограничивать, он сам удивится, насколько мы "присели на эту иглу". Многие имеют интернет-зависимость, зависят от информации, на самом деле для нас ненужной.
Ненужным оказывается все, что не служит спасению души. Причем спасаться можно и в миру, живя семейной жизнью, - недаром семью называют малой церковью. В ней, говорит игумен, почти все так же, как в монастыре:
- Главой семьи должен быть мужчина, других вариантов нет. Есть поговорка, многим известная: "Каков поп, таков и приход". То есть от настоятеля зависит, как обстоят дела на приходе или в монастыре. Если перенести на семью, то настоятель - это отец. Конечно, в семье должен быть авторитет отца. Если он есть, тогда вся иерархия выстраивается правильно. Это идеал, который должен быть. Но на практике убеждаешься, что каждая семья - это совершенно оригинальный союз военно-политических сил (смеется). Бывает, что часть мужских обязанностей берет на себя женщина. Но если мы говорим о нормальной семье, это должен быть союз и эмоциональный, и чувственный, и телесный, и духовный - на всех уровнях.
В ноябре 2023 года игумен Климент в составе делегации Приморской епархии был участником Всемирного Русского народного собора, на котором российский президент объявил нынешний год - Годом семьи. Сегодня наше государство считает воспитание гармоничной личности на основе духовно-нравственных ценностей своей приоритетной задачей. Церкви отводится в этом весьма значимое место, а востребованность пастырского опыта все больше растет.
Настоятель Свято-Серафимовской обители - один из тех, кто может таким опытом поделиться: уже 14 лет его почитают как отца не только монастырская братия, но и многие прихожане, ставшие для него духовными чадами. Например, недавно рассматривал с одной семейной парой распространенное заблуждение: "мы не хотим навязывать ребенку веру, пусть вырастет и выберет сам".
- Таким людям говоришь: а вас устроит, если ваш ребенок сам примет решение и объявит вам, что он гей? И что он хочет жить в однополом браке? Вы готовы принять этот его выбор? Если нет, значит, вы должны ему помочь сделать правильный выбор уже сегодня. Ведь делать что-то порочное, греховное нам легче и больше нравится, чем что-то доброе, полезное и святое, - напоминает игумен. - Каждому человеку как неотъемлемая черта образа Божьего дарована свобода. Но это дар драгоценный, и распорядиться им нужно правильно. Если свобода возведена в культ, то она превращается в зверя, пожирающего самого себя - и это то, что мы наблюдаем сейчас в мире либеральных свобод.
Насельники Свято-Серафимовского монастыря свой выбор сделали однажды и навсегда - вернулись к Отцу и стремятся тесными вратами войти в Царство Божье. В борьбе с грехами, в преодолении желаний и немощей, непрестанно молясь за себя и за всех нуждающихся в помощи. Благо, осознающих нужду в такой помощи становится больше, и узкая кованая калитка обители остается для них открытой.