Волгоградцам рассказали о катакомбах Свято-Духова монастыря

В рамках празднования дня православной книги руководитель отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Волгоградской епархии Русской православной церкви, кандидат философских наук, автор более десятка книг по истории нашего края Сергей Иванов выступил с лекцией «Катакомбы Свято-Духовского монастыря», посвященной одной из главных православных святынь Волгограда. Послушать лекцию собралось множество наших земляков.

Волгоградцам рассказали о катакомбах Свято-Духова монастыря
© Волгоградская правда

Дабы сплотить сторонников

В 2010 году на территории известного всем волгоградцам Свято-Духова монастыря образовался внезапно обширный провал. Им заинтересовались специалисты, включая и Сергея Иванова. Он высказал версию, что этот провал может быть связан с существовавшей около ста лет назад под этим монастырем сетью подземных ходов.

Вскоре начались подробные исследования обширного подземного комплекса. Были воссозданы схемы подвальной части монастыря с обозначенными на них ходами. Исследователи также нашли вырезки из царицынских газет того времени с описаниями катакомб.

История создания пещер под Свято-Духовым монастырем, как рассказал слушателям Сергей Иванов, начиналась более века назад с нагнетания в Царицыне иеромонахом Илиодором в своих проповедях перед многотысячными толпами настроений близящейся катастрофы. Так, например, 24 сентября 1911 года он в своей проповеди заявил, что «приближается, уже почти приблизился конец света». Илиодор стал запугивать людей, что кончина мира и пришествие Антихриста произойдут якобы через два-три года. Максимум – через пять лет.

Сам монастырь, представляющий собой грандиозный градостроительный комплекс, был к тому времени в Царицыне уже построен. Видимо тогда Илиодор понял, что одними проповедями уже не сможет удержать людей вокруг себя. Он стал искать новое, значительное дело, которое смогло бы сплотить вокруг него сторонников. Видимо, так у него появилась идея создания под монастырем подземных катакомб.

Под землю – от Антихриста

Толчком к началу строительства катакомб стал отказ Царицынской городской Думы выделить Илиодору площадь близ монастыря для обустройства там благотворительных учреждений. Он заявил при этом прихожанам:

«Не дали нам гласные своей площади, так мы выроем себе нужное помещение под их площадью, и сами они не будут знать, где наши помещения будут находиться. Землю из-под земли мы будем ссыпать в овраги, и пусть наши враги на нее любуются. … Найдутся люди, которые захотят узнать, где будут наши катакомбы, и другой нечестивец, взяв в руки лопату, притворится, что будто бы для помощи нам роет землю, а сам захочет узнать наши планы. Но я сам буду следить за работами, и таких нечестивцев стану гнать лопатой по шее».

Согласно планам Илиодора, катакомбы должны были быть огромные, обширные, в три этажа. И никто, кроме самых близких для Илиодора людей, не должен был знать в них ни входа, ни выхода. В этих катакомбах он намеревался спрятаться, вместе со своими сторонниками, не только от пришествия Антихриста, но также от светских врагов, которые, по мнению Илиодора, скрытно преследовали его всюду...

Подземными сооружениями, возводимыми в Царицыне, вскоре заинтересовалась полиция. Так, в рапорте полицмейстера от 4 октября 1911 года говорится, что «работы по рытью пещер на монастырском подворье продолжаются. Причем рвы роются в разном направлении, длиною от двух до семи аршин, шириною в один аршин и глубиною до шести аршин. Один из рвов, направляющийся под монастырский храм, имеет вид входа в подземелье, ширина его около трех аршин и длина аршин восемь. Ход этот роется под личным наблюдением иеромонаха Илиодора. Работают преимущественно женщины и дети, но есть и мужчины. Все они трудятся бесплатно».

В октябре 1911 года Илиодор сказал в проповеди своим сторонникам: «Видя здесь такое множество старательных и усердных работников, я уверен, что вы не только выроете катакомбы под монастырем, но можете подрыть весь Царицын, а уж о городской управе и говорить нечего...».

Право на погребение

Работы по созданию царицынских пещер велись под наблюдением архитектора, они не прекращались даже ночью. Все работавшие на рытье пещер и жертвователи были поделены Илиодором на шесть партий, по числу рабочих дней в неделе. В каждой из них состояло по 160 человек.

Весь ход создания подземного комплекса лично и тщательно контролировался Илиодором. В специальной книге он вел строгий учет работающих и жертвующих, выдавая каждому свидетельство с личным номером. Из этих записей становилось ясно по отношению к каждому из строителей катакомб, будет ли он удостоен в будущем погребения в них.

Раздача Илиодором временных свидетельств на право быть похороненным в катакомбах началась в октябре 1911 года. На каждом из них было напечатано: «Народная усыпальница обители Св. Духа в городе Царицыне». Каждый получивший такое свидетельство должен был запомнить его номер. В свидетельство записывались также имя, отчество и фамилия его обладателя. Стояла и подпись Илиодора.

Процесс создания катакомб под Свято-Духовым монастырем шел довольно быстро. Однако в январе 1912 года после ссоры Илиодора, известного своим бунтарским нравом, с Григорием Распутиным, вышло постановление Священного Синода Русской православной церкви об удалении бунтовщика из Царицына во Флорищеву пустынь, находящуюся во Владимирской губернии. На случай побега из нее Илиодора царицынскими жандармами были расставлены посты у всех входов в Свято-Духов монастырь, а также и у подземного выхода из него.

В декабре того же года катакомбы Свято-Духова монастыря осмотрели инженер Клементьев и епархиальный архитектор Петропавловский. Ими были дано заключение, что подземелья угрожают катастрофой в случае стечения народа в монастырь. Поэтому Свято-Духов монастырь вскоре был закрыт. Насельники его были переведены в другие монастыри. Так завершилась эпопея по созданию самых крупных в истории города подземных сооружений.

Будут новые лекции

«Затронем вопрос современного состояния катакомб, – говорит Сергей Иванов. – В 2010 году, когда был обнаружен провал на территории Свято-Духова монастыря, специалисты археологической лаборатории попытались провести разведку его подземелий с помощью георадара "Крот". К сожалению, из-за близкого уровня грунтовых вод, создающих отраженные помехи радиоимпульсам, им обнаружить ничего не удалось. Затем, по просьбе руководства Волгоградской епархии, геофизиками, прибывшими из Геленджика, на территории Свято-Духова монастыря и близлежащего военного городка были проведены специальные геоэлектрические исследования. При этом ими была определена зона пониженных сопротивлений грунта в этом месте, четко прослеживающаяся в северо-западном направлении.

Как видно из схемы, приложенной геофизиками к их отчету о проделанных ими работах, от территории монастыря в направлении на северо-запад проходят три подземных хода. Далее они превращаются в два рукава и выходят в Кубанский овраг уже одним, общим для них выходом. Все это точно соответствует расположению старых зданий Свято-Духова монастыря».

«В основном ходы Свято-Духова монастыря, – делает вывод Сергей Иванов, – имели фортификационное и коммуникационное значение, связывая с собой важные для Илиодора объекты. Также можно предположить, что выход из монастырских катакомб в северо-западном направлении, в овраг Кубанский, имел не только коммуникационное значение, но и был конструктивно связан со всем комплексом подземелий. Этот выход в глубокий овраг был расположен ниже входа в катакомбы на территории обители, что обеспечивало для них дренаж и вентиляцию».

Лекция «Катакомбы Свято-Духовского монастыря», прочитанная Сергеем Ивановым для волгоградцев, станет, как предполагается, первой из намеченного им цикла краеведческих встреч на тему подземелий Царицына – Сталинграда – Волгограда.