«Закрыл собой»: 73 года исполнилось со дня героической смерти участкового Бирюкова

Советский участковый Михаил Бирюков погиб при исполнении служебного долга 11 марта 1951 года от рук участников банды Митина, орудовавших в столице и ее пригороде.

«Закрыл собой»: 73 года исполнилось со дня героической смерти участкового Бирюкова
© Вечерняя Москва

Прошло почти 73 года со дня гибели участкового уполномоченного. 18 марта 1970 года «Вечерняя Москва» написала о том, что Михаил Иванович Бирюков по приказу министра внутренних дел СССР Николая Щелокова был «навечно зачислен в списки личного состава 100-го отделения милиции Управления внутренних дел Мосгорисполкома». Сегодня мы вновь решили обратиться к давно минувшим событиям, чтобы узнать, жива ли память об участковом уполномоченном Михаиле Бирюкове.

Закрыл собой

Самые достоверные сведения о подвиге Михаила Бирюкова сегодня хранятся в архивах Музея истории московской милиции: несколько черно-белых служебных снимков участкового, выписки 1953 года из материалов уголовного дела банды Ивана Митина, к слову, той самой, с которой когда-то братья Вайнеры «списали» свою «Черную кошку» для романа «Эра милосердия». Особенно притягивает внимание наскоро написанное служебное донесение бывшего коллеги погибшего участкового. Подпись, к сожалению, неразборчива. Именно из этого донесения мы узнаем, что в 1951 году «в связи с участившимися случаями нападений грабителей на торговые учреждения руководство Управления милиции Москвы отдало распоряжение местным районным отделам организовать охрану этих объектов». 11 марта на дежурство в Никольское сельпо в поселке Войковец, что у Ленинградского шоссе, вышел лейтенант милиции Бирюков.

— В этом павильоне Михаил Иванович и встретился с преступниками. Из обвинительного заключения мы узнали, что главарь банды Митин со своими подельниками Аверченковым и Агеевым находились в пивной до самого ее закрытия. Митин не подчинился требованиям буфетчицы Зиновьевой и сторожа Вершинина покинуть заведение, оказал вооруженное сопротивление, — процитировала документ директор музея Светлана Козлова.

Митин стрелял из пистолета системы ВиС. По-видимому, участковый уполномоченный Бирюков закрыл собой работников пищеторга. Вместе с ним под пули попал и один из задержавшихся посетителей павильона гражданин Посохин. И тоже погиб.

Участковый уполномоченный Бирюков был награжден орденом Красной Звезды посмертно.

Несколько строчек об этом столкновении с бандитами можно найти в Книге памяти сотрудников органов внутренних дел Москвы, погибших при выполнении служебных обязанностей. Ее экземпляры есть во всех московских управлениях полиции, в том числе и Северного административного округа, к которому относится бывшее 100-е отделение милиции.

Рассказывают ветераны

Почетный ветеран МГБ-МВД Северного административного округа столицы Николай Васильевич Мишута, с которым удалось поговорить «Вечерней Москве», начал свою службу в начале марта 1950 года. Вместе с товарищами по легендарной дивизии имени Дзержинского (известной ОМСДОН) он обеспечивал порядок при проведении массовых культурных, общественно-политических и спортивных мероприятий, к примеру, на стадионе «Динамо».

— Общее впечатление от Москвы тех лет — спокойный, чистый город. Конечно, люди жили бедно, многие в рабочей форме, что называется, и в пир и в мир выходили. А вот на футбольных матчах нам приходилось и пьяные драки разнимать, и хулиганов успокаивать, но чтобы с огнестрельным оружием кого-то задерживали — не было такого! — вспоминает ветеран МГБ-МВД.

Рассуждая о том, как в руки банды Митина могли попасть пистолеты, Николай Васильевич рассказал, что восемь из 11 членов банды работали на... оборонном заводе в Красногорске. Главарь Иван Митин как передовик производства был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени!

— Ну кому бы в голову пришло такого человека в чем-то нехорошем подозревать? — говорит Николай Васильевич.

Всего от рук банды «митинцев» с 1949 по 1953 год погибли 11 человек, награбленное потянуло на 300 с лишним тысяч рублей. К высшей мере наказания, расстрелу, были приговорены двое членов банды, остальные лишились свободы на длительные сроки, вплоть до 25 лет.

Еще один ветеран МВД, заместитель совета ветеранов УВД по САО Николай Демин начинал службу милиционером-водителем в том самом 100-м отделении, где служил погибший Михаил Бирюков, но его трудовой путь начался в 1968 году.

— Отделение тогда размещалось в доме 6 по 4-му Войковскому проезду. Мне стало известно о месте захоронения Михаила Ивановича Бирюкова, прямо у храма преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары на Соколе, в нескольких километрах от родного отделения. В конце 1960-х годов городское кладбище бывшего подмосковного села Всехсвятского, вдоль четной стороны улицы Алабяна, решено было убрать, ширилось жилищное строительство, сегодня там разбит сквер «Арбатец», — рассказывает ветеран.

Демину, по распоряжению замполита Виктора Горбатова, выпало заниматься перезахоронением погибшего участкового уполномоченного в 1974 году.

— Я познакомился тогда и со вдовой Бирюкова, Маргаритой Ивановной. Знаю, что она работала продавцом в магазине обуви рядом с нашим отделением. Мы вскрывали гроб, чтобы переодеть тело погибшего в другую форму. До сих пор помню увиденные мною на спине погибшего, ровно на лопатке, два четких отверстия от пуль, — не скрывает подробностей Николай Игнатьевич.

Сегодня прах героя Бирюкова покоится на Долгопрудненском центральном кладбище. Вместе с Николаем Игнатьевичем мы приехали туда. Светлая гранитная плита с барельефом почти полностью утонула в сугробах. Только знающему о месте захоронения человеку ее можно отыскать в середине участка № 86. Вдовы участкового уже нет в живых. Известно, что у четы Бирюковых был сын, возможно, есть внуки. Могила не осталась без ухода, в этом будет легко убедиться, когда растает снег. Но главное — все же то, что о Михаиле Ивановиче и таких, как он, знает и помнит их смена.

Чтобы помнили

Каждый второй понедельник месяца московские полицейские проводят что-то вроде политинформации — государственно-правовое информирование. Мартовский второй понедельник выпал на 11-е число. Минутой молчания почтили память погибшего 73 года назад сослуживца, участкового уполномоченного Михаила Бирюкова, сотрудники ОВД «Войковский» — так теперь называется бывшее 100-е отделение милиции.

Как напомнил председатель совета ветеранов отдела Владимир Гулькин, мемориальную доску в память о тех, кто ценой своей жизни выполнил служебный долг, разместили при входе в ОВД в 2018 году. Есть такая же стена памяти и в Управлении внутренних дел по Северному административному округу.

— 17 апреля, в День ветерана внутренних дел и внутренних войск, и 8 ноября, в День памяти сотрудников органов внутренних дел РФ, погибших при исполнении служебных обязанностей, мы ежегодно проводим встречи с ветеранами, со вдовами погибших, — рассказала начальник отделения морально-психологического обеспечения УВД по САО ГУ МВД России по городу Москве майор полиции Наталья Бутакова.

В музее управления регулярно проводятся экскурсии для молодых сотрудников, для выпускников учебных заведений МВД.

— Вводим в курс дела, начиная с истории. К нам приходят и совсем юные экскурсанты из кадетской школы, — говорит Бутакова.

Есть в музее и портрет участкового Михаила Бирюкова. А в одной из витрин размещены десятки пистолетов, изъятых у преступников в разные годы. Один из них принадлежал печально известной банде Митина.

ФАКТ

В банду «Черная кошка», или, как ее еще называли «Банда высокого блондина» входили 12 человек, большинство из них проживало в подмосковном Красногорске. Ее главарем был Иван Митин, мастер смены оборонного завода № 34. Для планирования и совершения налетов в банду был привлечен Петр Болотов, стахановец оборонного завода № 500, а также студент МАИ Вячеслав Лукин, отличник и спортсмен.