"Из 75 человек на курсе всего семь девушек". Как стать проектировщицей арктических судов

"Как полет на Луну"

"Из 75 человек на курсе всего семь девушек". Как стать проектировщицей арктических судов
© ТАСС

— С детства моими любимыми предметами были математика, физика и все точные науки. Как-то к нам в школу пришел представитель "Корабелки" — Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ). Рассказывал о проектировании судов, как это интересно. Я планировала стать инженером — в моей семье все инженеры в разных сферах. И после этого урока поняла, что кораблестроение — новый мир, где можно реализовать себя, — рассказывает Забава Устинова, преподаватель кафедры теории корабля факультета кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ.

Девушка за 10 лет обучения прошла все три ступени высшего образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Для научной работы и по совету преподавателя Забава выбрала ледоколы. Еще во время учебы устроилась на работу в проектное бюро, занимающееся ледоколостроением.

— На форуме "Арктика. Сделано в России" среди участников разыгрывалась поездка на Северный полюс. Нужно было написать мотивационное письмо с ответом на вопрос: "Почему именно я должен поехать на макушку планеты?" Я написала, что работаю в проектном бюро и участвую в создании атомных ледоколов, но, к сожалению, видела их только на заводе. Я выиграла и в августе 2016 года попала на борт "50 лет Победы". До этого момента поездка на Северный полюс казалась несбыточной мечтой, как полет на Луну. Сотрудников бюро крайне редко отправляют в плавание, практики в море тоже нет, — говорит Забава. — Бюро связалось с "Атомфлотом", предупредили, что в рейс пойдет их сотрудник. И мне как инженеру показали весь ледокол.

Самыми ее яркими воспоминаниями от рейса на Северный полюс остались рассказы членов экипажа ледокола о своей работе, быте.

— Эти простые рутинные вещи больше всего меня впечатлили. Я поняла, как много зависит от работы инженера. Как потом десятилетиями люди будут работать на судне, в спроектированных нами помещениях. Каждая мелочь имеет огромное значение: даже расположение окна выдачи в столовой, все должно быть рассчитано, чтобы сотруднику не нужно было лишний раз нагибаться, ведь даже такие вроде бы незначительные нагрузки с годами выльются в проблемы со здоровьем, — делится девушка.

Вживаться в процесс проектирования инженеру просто необходимо, уверена теперь Забава.

— Когда ты учишься, работаешь и не имеешь возможности видеть сами объекты, сложно эти детали почувствовать. Думаешь о масштабных, серьезных вещах: как судно будет колоть лед, идти по Северному морскому пути. Какая должна быть форма корпуса, как сделать, чтобы судно хорошо противостояло ледовым сжатиям, уменьшить расход топлива. За такими целями не видно важности бытовых мелочей. И только на борту понимаешь, что несерьезные вещи выходят на первый план, — говорит атомщица.

Моряки "обуючивают" пространство самостоятельно.

— За много месяцев в море становятся очевидными какие-то ошибки в планировке, а для экипажа судно — это дом. Оказалось, что во время проектирования я не задумывалась об уюте на судне. Но комфорт человека важен! От этого зависит качество его работы, — добавляет Устинова.

Линии оживают

В проектном бюро задачей Забавы была компоновка помещений — что должно быть на судне, чтобы оно выполняло свои функции, а люди на нем чувствовали себя безопасно и комфортно.

— Ты смотришь на чертежи и видишь набор линий, а на судне эти линии оживают. Мы примерно представляем, где будет расположено оборудование, но общей картины не видим. А на самом ледоколе все это становится понятным. Ты сразу по-другому начинаешь ко всему относиться. Как проектировать машину, если ты никогда на ней не ездил? Ты не можешь знать, что чувствует водитель, а что пассажиры, — рассказывает Забава. — А на месте ты понимаешь, как важен, например, даже цвет стен. Потому что люди могут находиться в рейсе несколько месяцев. Набор линий на чертеже превращается в реальный объект, где будут жить и работать люди.

В бюро Забава занималась ледоколами, в том числе и проекта 22220 — это серия универсальных атомных ледоколов для работы в Северном Ледовитом океане.

Особенность конструкции ледоколов проекта 22220 — балластные емкости для воды, позволяющие менять осадку судна в зависимости от района плавания. Они могут работать как в акватории арктических морей (например, Баренцевом и Карском морях), где они "усаживаются", увеличивая проходимость во льдах, так и на реках Арктического региона (мелководных участках Енисея и Обской губы), где судно может сбрасывать балласт, чтобы не задеть дно. Вместо двух ледоколов разного типа можно использовать один двухосадочный атомоход.

— У инженера есть ощущение причастности к большому серьезному делу. Пока ты занимаешься рутиной, это ощущение немного теряется. Но когда судно спускают на воду или передают заказчику, понимаешь, как это важно. К судам у нас очень теплое отношение. Когда видишь фотографии судна или новости о нем, думаешь: "Наш!"

"Я ломаю стереотипы"

С прошлого года Забава — преподаватель на кафедре теории корабля факультета кораблестроения и океанотехники, специалист отдела профориентации СПбГМТУ. Преподает студентам третьего-четвертого курсов теорию корабля. Посещает с лекциями школы.

— Всегда мечтала преподавать. Я сотрудничаю с Центром арктических инициатив при Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики и Молодежным морским советом при Морском совете Санкт-Петербурга. Несколько раз меня просили провести профориентационные мероприятия для школьников, и я увидела невероятный отклик и интерес детей, а самое главное — я сама была счастлива. Решилась на смену работы, написала в "Корабелку", и меня взяли работать на кафедру. Мне очень хочется заразить своей любовью к судостроению студентов, чтобы хороших специалистов, понимающих и заинтересованных, стало больше.

Девять лет в конструкторском бюро и поход на ледоколе дали Забаве понимание и чувство ответственности за работу инженера.

— Я обязательно говорю студентам, что они должны помнить, для кого они работают. Нужно представлять, как в спроектированном помещении будет чувствовать себя человек. Делаете какой-то узел — представьте, как его будут ремонтировать, обслуживать, удобно ли будет проходить мимо, какие эмоции будет вызывать ваша работа, — делится опытом преподавания педагог. — Для чего мы с вами стараемся? Чтобы за судно не было стыдно!

Помимо теории Забава дает ребятам истории из своей практики и практики коллег. Она занималась не только проектированием, но и заводскими испытаниями. Например, на ледоколе "Арктика" участвовала в проверке кренования.

— Мне хочется делать мир лучше. С детства любимые передачи — это те, в которых какую-либо старую технику возвращали к жизни. Когда, казалось бы, ненужные вещи получают второй шанс. Очень нравится что-то сложное объяснять простым языком. Я испытываю радость, когда понимаю, что человек разобрался. Было что-то сложное, а я смогла это объяснить так, что понятно и ребенку. На профориентационных уроках я рассказываю детям, что такое ядерный реактор и как работает весь движительный комплекс ледокола, на простых примерах.

Самые частые вопросы, которые задают Забаве в школах: "Неужели девочки тоже бывают инженерами?", "Куда поступать, чтобы быть как вы?".

— Из 75 человек на курсе у нас учились всего семь девушек, а вот в бюро сотрудников поровну. Я ломаю стереотипы, рассказывая в том числе и об этом. Да и я сама в детском представлении не совсем типичный инженер. Девушка, ярко одетая и веселая, — смеется Забава. — Моя цель — когда я прихожу к школьникам, рассказать о профессии инженера так, чтобы дети поняли, что это здорово.

— У нас есть такая фраза: "Кто умеет строить корабли, тот умеет строить все". Судно — очень сложный и наукоемкий объект. Можно посвятить жизнь строительству домов, экологии, энергетике, а можно заниматься этим всем на одном судне. И еще к этому всему судно должно держаться на плаву, иметь ровное положение по всем осям, сопротивляться волнению, а людям во время его движения должно быть комфортно. Не задача, а настоящий вызов, — поясняет она.

На кафедре, где работает Забава, есть опытовый бассейн. В нем сотрудники института тестируют модели будущих судов. Например, задают волны разной амплитуды. По словам преподавателя, на экскурсию в эту лабораторию стоит очередь из школ.

— Меня радует, что в последнее время много внимания уделяется профориентации. Есть Всероссийская акция "Неделя без турникетов", в том числе на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга, когда школьникам и студентам показывают производство. Я сама провожу уроки-игры о судостроении в школах. Чтобы ребята не боялись выбирать инженерные специальности. Чтобы ребенок понимал, что с его талантами и интересами можно прийти в нашу профессию, — заключает Забава.

Вера Костамо