Войти в почту

Конец большого террора, освобождение Рокоссовского и прекращение «дела врачей»: историк – о заслугах Берии. ИНТЕРВЬЮ

Лаврентий Берия – одна из самых мифологизированных личностей в истории России. Имя Лаврентия Павловича ассоциируется со сталинской эпохой, НКВД, СМЕРШем и большим террором. Рассказывая о злодеяниях «человека номер два» после Иосифа Сталина, нередко говорят о том, как нарком внутренних дел СССР разъезжал по Москве на автомобиле и выискивал на улицах хорошеньких женщин, которым приходилось вступать с ним в интимную связь. 29 марта исполняется 125 лет со дня рождения Лаврентия Берии, по этому случаю историк, специалист в области политической истории, доцент кафедры истории России новейшего времени РГГУ Александр Крушельницкий в интервью MIR24.TV рассказал, как Берия на самом деле положил конец большому террору, зачем инициировал прекращение «дела врачей», а также как Никита Хрущев присвоил себе его достижения в области ракетостроения.

Конец большого террора, освобождение Рокоссовского и прекращение «дела врачей»: историк – о заслугах Берии. ИНТЕРВЬЮ
© Mir24.TV

Александр Владимирович, действительно ли Берию очерняют, когда ставят ему в вину большой террор? Есть ли в этом мифе доля правды?

– Доля правды, конечно, есть, но очень незначительная. На самом деле Лаврентий Павлович Берия был очень тесно связан с прекращением большого террора, который развязал Николай Иванович Ежов – конечно, по санкции высшего партийно-государственного руководства во главе со Сталиным. Когда Берия стал наркомом вместо Ежова, террор как раз сошел на нет. Более того, была амнистирована значительная часть заключенных, в 1940 году были выпущены из лагерей и даже тюрем подследственные, уже приговоренные военачальники, многие из которых впоследствии доблестно воевали в годы Великой Отечественной войны. Например, Константин Константинович Рокоссовский был освобожден из-под длительного следствия, начавшегося по делу Тухачевского о так называемом военно-фашистском заговоре в РККА. Он был оправдан.

С чем было связано это ослабление террора?

– На основании сведений, которые добыты за последние десятилетия отечественными историками (главным образом благодаря тому, что в начале 90-х годов работала комиссия института истории РАН по выяснению обстоятельств, связанных с большим террором), подкрепленных цифровыми данными – вновь отрывшимися рассекреченными документами, установлено, что фактически террор был связан с попыткой накануне Второй мировой войны укрепить и обезопасить, «санировать» стратегический тыл Советского Союза. Например, очистить тыл от криминальных элементов – рецидивистов, от выявленных пособников иностранных разведок, потенциальных носителей паникерских или предательских настроений. Там много было таких вредных, чуждых элементов с точки зрения тогдашнего партийно-государственного руководства.

Их надо было вычислить, это не значит, что всех расстрелять – надо было убрать их из реальной жизни крупных городов, промышленных центров, убрать их влияние из колхозной деревни. И была предпринята попытка «очиститься» таким лихим кавалерийским наскоком, за один раз. Сегодня мы можем как угодно с морально-этических точек зрения, опираясь на уже имеющийся исторический опыт, осуждать, толковать, но время было такое – других людей, которые принимали бы решения по-другому, просто не было. Во главе страны стояли люди, которые считали, что можно провести социальную селекцию одномоментно.

Но, когда началась эта операция, она очень быстро вышла за рамки задуманных масштабов – больших, но не катастрофических. Началось такое «социалистическое соревнование» местных партийно-государственных руководителей на уровне областей, краев, конкретных территориальных управлений НКВД: кто посадит и расстреляет больше. И в конце 1938 года выяснилось, что процесс не просто вышел из-под контроля, а может в конце концов похоронить всех тех, кто задумывал и исполнял эти мероприятия. Началась просто бесчеловечная гонка за показателями. Уже не рассматривали конкретные дела, а людей просто загоняли под определенные графы обвинений, заранее проставленных, и никаких судов толком не действовало. В основном репрессии проводились внесудебными органами, так называемыми тройками, в состав которых должен был входить местный прокурор, местный партийный босс и местный начальник управления НКВД. В действительности очень часто это бывало и без прокурора, потому что прокурор уже сам сидел или был расстрелян, и без партийного босса, которых брали, кстати говоря, в первую очередь. Они менялись с калейдоскопической скоростью. В результате так называемая тройка порой была представлена только одним начальником управления внутренних дел.

Фактически местный партийный аппарат оказался в заложниках у аппарата госбезопасности. И вот тогда наверху, в Кремле, когда получили первые пугающие цифры, дали стоп. Ежов был снят. Многие его непосредственные подчиненные были обвинены в разных преступлениях, но в основном это было «нарушение социалистической и революционной законности», как тогда формулировалось. И была заменена вся головка наркомата внутренних дел. А на место наркома был поставлен как раз заранее подготовленный Берия.

Сталин был предусмотрительным человеком, а когда он понял, что процесс заходит в опасную плоскость, он сделал заместителем наркома Ежова своего давнего хорошего знакомца Лаврентия Берию, который возглавлял партийную организацию в Грузии, человека, весьма проверенного по партийной линии, по линии личных связей. И когда была дана команда прекратить большой террор, Берия появился на вершине аппарата госбезопасности. У него была команда – прекратить безобразие, и он прекратил. Если бы была дана команда – продолжить, он, как верный сын партии, продолжил бы.

Более того, когда после смерти Сталина шла борьба за его место, а Берия явно рассчитывал на получение этого места, выяснилось, что с его подачи были поданы очень разумные записки в политбюро ЦК, тогда это называлось Президиум ЦК ВКП(б). Эти инициативы Берии сводились к тому, что необходимо амнистировать очень многих людей, находившихся в местах лишения свободы, вернуть к местам проживания и вернуть право на профессию тем, кто был выслан, находился в административной ссылке. Было осознано: нормально не может работать значительная часть населения, которая жила в так называемой приграничной зоне. Приграничная зона от границы отставала более чем на сто километров. Все те, кто находился в этой зоне, могли быть только кристально чистыми, абсолютно проверенными, ни в каких порочащих связях не замеченными личностями. И даже желательно, чтобы они не занимались промышленным производством, а только сельским хозяйством.

Огромное количество техников, инженеров, в том числе военных, было посажено по разным надуманным поводам, их надо было освобождать – экономика уже задыхалась от нехватки кадров. И надо было под это все подвести разумное обоснование, признать, что были допущены перегибы, как тогда говорили. Эти самые письма в ЦК, инициированные Берией, так или иначе возымели свое действие, но уже после Берии. Это так называемая «ворошиловская» амнистия 1953 года и затем все те мероприятия, которые были связаны с реабилитацией уже вырезанных руководителей партии и государства, что связывается теперь с именем Хрущева. В действительности инициатива принадлежала Берии.

Правда ли, что именно Берия инициировал прекращение «дела врачей»? Зачем ему это было нужно?

– Да. Прекращение «дела врачей», так же, как и начало реабилитации жертв так называемого ленинградского дела – это все было инициировано Лаврентием Павловичем. «Дело врачей» было прекращено сразу после смерти вождя, а само по себе оно было дальним подкопом со стороны Сталина, в первую очередь, в отношении Берии, а также всех остальных его бывших соратников. Ведь обвиняя врачей, которые лечили вождей, в том числе самого Иосифа Виссарионовича, Сталин предполагал очень сильно поколебать позиции Берии, который так или иначе курировал все, что было связано с его обслуживанием, в том числе медицинским. Вождем была задумана тотальная смена всего старого руководства партии – нужна была свежая кровь, вновь требовалось энергично работать, потому что на носу была Третья мировая война. И Сталин готовил себе молодых, толковых, преданных, роющих землю копытом исполнителей, а эти уже устарели, у них уже была энергия не та, возраст не тот, здоровье не то. Кроме того, они были слишком связаны между собой очень сложной системой взаимных подозрений, ненависти, связей, союзов и так далее. Это был такой паучий клубок, его надо было разрубать одним ударом.

Сталин являлся человеком решительным, предусмотрительным, он прекрасно понимал, что их нельзя отправить в отставку. Оставлять у себя за спиной людей с такими связями, с таким опытом, с таким весом в политике нельзя. Как всегда было в ходе внутрипартийной борьбы, они подлежали только утилизации. Поэтому задумана была операция, в ходе которой «дело врачей» должно было послужить детонатором общей чистки высшего партийно-государственного руководства. Берия, который инициировал с одобрения своих соратников прекращение этого дела, не был абстрактным гуманистом, как тогда говорили. Там не было человеколюбия, просто политическая ситуация изменилась.

По «делу врачей» было обвинено много руководящих сотрудников госбезопасности, тесно связанных с Берией на протяжении конца 30-х, всех 40-х, начала 50-х годов. Они уже сидели и давали признательные показания или терпели из последних сил – из них это все выбивали. Мало того, что было ликвидировано «дело врачей», по распоряжению уже ставшего министром внутренних дел после смерти Сталина Берии, было полностью ликвидировано, посажено, обвинено руководство следственной части по особо важным делам Министерства государственной безопасности, как тогда называлось НКВД.

Если мы говорим о Берии, надо помнить: это хладнокровный, циничный, бесчеловечный, но очень эффективный политик и государственный деятель.

Есть мнение, что на самом деле космические достижения СССР – во многом это тоже заслуга Берии. Так ли это?

– Берия, после того как его по решению Сталина отстранили от руководства комитетом госбезопасности, получил назначение руководить двумя проектами. Почему Берия? Потому что эти проекты были связаны с необходимостью координации сразу нескольких направлений деятельности государственного аппарата: административных и партийно-политических органов власти с одной стороны, с другой – всей системы советской науки и с третьей стороны – разведки, которая должна была участвовать в добыче и своевременной доставке первым и вторым информации о зарубежных достижениях, чтобы сократить путь. Берию, как очень авторитетного руководителя контрразведки и разведки, партийного и государственного руководителя (он же был первым заместителем председателя Совнаркома, то есть правительства, а председателем Совнаркома был Сталин), переместили на этот участок работы, не снимая с него звания маршала Советского Союза, не лишая звания Героя СССР.

Фактически он возглавлял два проекта: первый – так называемый Спецкомитет номер один – создание атомной промышленности. Не просто атомной бомбы, а той промышленности, которая разработает атомное оружие, на основе которого до сих пор сохраняется суверенитет нашей страны. Второе направление – это ракетная техника, то есть средства доставки атомной бомбы. Был еще третий комитет, к которому он тоже имел отношение, это разработка системы радиолокации. Но первые два были самыми главными. Если бы не было Берии, если бы не его огромная сила воли, опыт, умения, не тот страх, которым был окутан сам Лаврентий Павлович, то ничего вовремя сделано бы не было.

Получается, что и тут Хрущев получил незаслуженные лавры?

– Хрущев переиграл всех. Он присвоил себе лавры и возможность свалить ту вину, часть которой лежала на нем, на своих проигравших оппонентов: сначала на Берию, потом на Молотова, Маленкова, всех тех, кого он в ходе внутрипартийной борьбы сделал чуть ли не врагами народа.

Известно, что Берия во время Великой Отечественной войны курировал несколько направлений тыловой деятельности, в том числе угольную промышленность, нефтяную, производство вооружения, контроль за выполнением решений ГКО в области ВВС. Как вы оцениваете его роль в победе?

– При Сталине никто не получал воинское звание маршала Советского Союза и Героя Советского Союза «за красивые глаза». Берия был первым заместителем председателя правительства, он был членом Государственного комитета обороны (ГКО), он был членом ставки верховного главнокомандующего. Как и все, кто относился к числу ближайших соратников Сталина, он нес на себе положенную часть тяжелой ноши организации победы. Нельзя его вычеркивать из списка тех, кому мы сегодня отдаем должное.

На Берии длительное время лежала вся тяжесть руководства обеспечением правопорядка внутри страны, потому что сначала наркомат внутренних дел был разделен на наркомат госбезопасности и наркомат внутренних дел. Причем первым руководил креатура Берии Всеволод Николаевич Меркулов. Меркулова называли наркомом госбезопасности, а Берию наркомом, то есть всем в огромном ведомстве было понятно, кто действительно нарком. А это же не только работа правоохранительных органов, это была работа органов по борьбе с бандитизмом, который очень сильно был развит на окраинах страны. Антисоветские, антигосударственные банды – с ними надо было бороться. Внутренние войска, которые формировались и обеспечивали прочность стратегического тыла, – это тоже Лаврентий Павлович.

В итоге это вылилось в депортацию народов, которая ставится в вину Берии?

– А это оборотная сторона медали. Поэтому я и говорю, что невозможно заниматься апологетикой Берии. Но депортация народов была проведена (конечно, страшно это говорить сейчас, особенно учитывая те потери, которые понесли депортируемые народы) очень быстро и со сравнительно небольшими потерями по сравнению с теми, которые могли быть понесены, если бы Берия плохо подобрал людей, если бы он лично не курировал эти мероприятия. На самом деле непосредственно депортацией, например, чеченцев, занимался Иван Александрович Серов, который при Хрущеве был руководителем госбезопасности, а потом военной разведки. Поэтому на одного Берию вешать всех собак нельзя.

Есть распространенный миф, будто Берия из автомобиля приглядывал на улицах хорошеньких женщин и потом склонял их к интимной близости. Это было?

– До сих пор никто из тех, кто не связан подпиской о неразглашении, не видел в полном объеме всего подлинного следственного дела Берии. Вменялось ему в вину огромное количество всевозможных преступлений, в том числе морально-бытовое разложение. Слухи ходили по Москве, и они очень цепко держались в памяти старших поколений, которые застали еще послевоенную Москву до смерти Сталина. Говорили, что охрана Берии буквально на улице отлавливала красивых девушек, но, во-первых, не доказано, что это делалось по приказу Берии, второе – что это делалось для Берии. А то, что произвол охраны мог иметь место, к гадалке не ходи. Они действительно могли чувствовать свою безнаказанность, у них были спецдокументы, спецномера на машинах, у них были возможности отвезти куда угодно, и были они горячие парни.

Что касается огромного списка женщин, которые якобы были любовницами Берии, в нем были женщины возраста Берии, которые на девушек никак не походили, в основном все это были жены очень высокопоставленных партийных и государственных чиновников. А почему не предположить, что это были личные агентессы? Да, может быть, они подневольно давали информацию Берии, но Лаврентий Павлович как любой оперативник должен был иметь свою агентуру. Я, например, не исключаю такой вероятности.

Наводит на тяжелые размышления тот факт, что следственное дело Берии до сих пор не опубликовано, до сих пор к нему нет доступа в полном объеме для ученых. Одна часть хранится в архиве главной военной прокуратуры, а вторая часть – в архиве ФСБ, и к ним не допускают исследователей. Посмотрели одним глазком в начале 1990-х, сейчас глухо закрыто. Почему? Я предполагаю, по той причине, что, если их открыть, сразу посыплется огромное количество всевозможных домыслов, мифов, которые составили славу и гордость целого ряда докторских диссертаций, всяких монографий и авторитетов.

Получается, достоверно не известны обстоятельства смерти Берии, где он похоронен?

– Где похоронен, конечно, не известно. Якобы был кремирован и якобы его прах среди прочих не востребованных прахов складирован там, где их ссыпали, рядом с Донским крематорием. Но кто знает, как это было на самом деле? Самое главное – существует версия о том, что Берия не был арестован на заседании Президиума ЦК в Кремле, а что его убили при аресте в его особняке во Вспольном переулке. Это из разряда «Песенки о слухах» Высоцкого. Писать в условиях отсутствия ясности и допуска исследователей к документам можно что угодно, бесконечно спекулируя на этой теме. Историки опираются только на отрывочные сведения, которые очень дозированно выдавались в разное время, причем с непонятной долей достоверности. Но, пока не будет фактов, говорить окончательно совершенно невозможно.

Можно сказать только одно: официальная версия, что Берия был английским шпионом – ведь это было ему инкриминировано – яйца выеденного не стоит. Почему мы должны верить, что все остальные обвинения не столь же нелепы и надуманы?Конец большого террора, освобождение Рокоссовского и прекращение «дела врачей»: историк – о заслугах Берии. ИНТЕРВЬЮПочему все-таки дошло до суда, Берия представлял угрозу для Маленкова, Хрущева?

– Берия был самым реальным претендентом на власть после Сталина – и официально, как бывший первый заместитель руководителя правительства, и по результатам длительного раскручивания и возвеличивания его персоны советской пропагандой. С 1939 года имя Берии не сходило с первых полос центральных газет. Он был действительно очень популярен, его подвиги на ниве государственного блага и партийного водительства страны и народа были восславлены до небес, поэтому, опираясь на этот пиар, на реально административно-партийные рычаги, которые находились у него в руках, да еще подкрепляя все это своим влиянием на органы госбезопасности и внутренних дел, он мог рвануть к власти так, что оставил бы далеко позади всех остальных претендентов.

Они его боялись и прекрасно знали, что это верный ученик товарища Сталина, а у Сталина был принцип: есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы. Если бы Берия пришел к власти, я вас уверяю, ни Хрущев, ни Маленков, ни Молотов, ни Каганович – все те, кто на время сплотился, чтобы утопить Лаврентия Павловича – никто бы из них больше полугода не прожил бы. Они применили к нему тот метод устранения политических оппонентов, который применялся еще с конца 1920-х годов: метод очернения, предшествующий ликвидации, и метод очернения, следующий за физической ликвидацией, с тем, чтобы не просто закопать, но и покрыть могилу грязью.