В Лукояновском округе решают, как привлечь молодёжь на село
Немало сложностей в сельхозпроизводстве. И всё же за последние годы с большинством из них аграрии научились справляться. Лишь одна беда остаётся нерешённой — нехватка кадров. Говорят о ней буквально в каждом хозяйстве — от крупных холдингов до небольших КФХ. Не раз приходилось слышать разные рецепты преодоления этой беды. И всё же единого, универсального способа нет. Свой взгляд на это есть у руководства муниципалитетов, особое мнение высказывают директора хозяйств и педагоги, готовящие молодую смену в учебных заведениях. Тройной парадокс В очередной раз беседа о том, как привлечь молодёжь на село, состоялась недавно в Лукояновском округе. И первым, с затаённой болью, её озвучил глава МСУ Сергей Малышев. Рассказывая о битве за рекордный урожай прошлого полевого сезона, Сергей Николаевич вспомнил, как хлопотал о создании хороших бытовых условий для комбайнёров, которых привлекали на уборку аж из Краснодара и Ростова- на-Дону. «География привлечения кадров» оказалась весьма отдалённой. «К проблемам нашей стратегической сельскохозяйственной отрасли отношусь с пристальным вниманием, — продолжает Сергей Малышев. — Стараюсь бывать не только на кабинетных совещаниях, а часто выезжаю в поля. И вижу, что наполнять трудовой коллектив становится всё сложнее. А в нашем округе вообще кадровый парадокс: действуют три колледжа, но проблема рабочих рук не становится менее острой. Есть медицинский — но налицо нехватка медперсонала, есть педагогический — но нехватка учителей, есть сельскохозяйственное направление — и острая нехватка механизаторов. Надо срочно создавать условия, чтобы выпускники оставались в профессии. Когда изучал проблему, выяснил, что очень трудно закрепить молодого человека за рабочим местом. По трудовому законодательству условия таковы, что он в любой момент может отказаться практически от любого договора. Это значит, что законодательство нужно уточнять. Важно требовать от студента отработки хотя бы на пять лет либо возврата денег, потраченных государством на его обучение». Мысль о закреплении развивает и руководитель сельхозуправления Александр Щурков. С его точки зрения, существующая сегодня система профориентации никак не решает кадровую проблему села. С одной стороны, большинство выпускников получают нужные для округа профессии, с другой — работать по специальности остаются единицы. Выходит, что учебные заведения только «печатают корочки», а не выпускают нужных специалистов. «На сегодня из округа человек 45 учатся в сельхозакадемии, — переводит Александр Васильевич беседу на уровень высшего образования. — Но придут ли они на село? Становится традицией, что сельских ребят после отъезда на учёбу больше в селе не видят. А ведь наша сфера может предложить и условия для жизни, и зарплату хорошую. У нас по району в агропромышленном комплексе средняя зарплата 53 тысячи рублей. Это немало, да ещё и действуют неплохие программы для молодёжи: единовременные пособия, выплаты на улучшение жилищных условий, доплаты к установленным окладам. Но что-то останавливает молодёжь от прихода на село. Наскоком тут не решишь». Александр Щурков рассказывает о наработанном опыте производственной практики студентов в сельхозпредприятиях. Но оговаривается: если из десятка практикантов потом остаются работать один-двое — это считается достижением. Впрочем, при сегодняшней производительности современной техники это и правда неплохо, но вот не выходит ли, что государство зря тратит деньги на обучение тех, кто изначально не собирался трудиться по профессии? Пряник уже пробовали Директора и специалисты хозяйств, делясь болью за судьбу сельхозпроизводства и стареющих коллективов, всегда вспоминали советскую практику «распределения». По мнению большинства практикующих профессионалов, именно такой подход мог бы оказаться наиболее действенным. «Пряник» в виде материального стимулирования и жилищных условий молодым специалистам уже предлагали, причём безуспешно. Отчаявшиеся крестьяне предлагают попробовать и «кнут». Надо отметить, что практику «распределения и закрепления» отнюдь не отвергают и в педагогической среде. Впрочем, наставники юношества понимают — с учётом молодёжного характера нужен более гибкий, а скорее, многогранный, подход. «Мы тоже видим острую нехватку кадров по некоторым аграрным специальностям, — озабочен общей бедой директор Лукояновского Губернского колледжа Александр Гунаев. — Но будет ли полезна практика «всех заставить»? Есть убеждение, что решать проблему надо только комплексно. Мы встречались с министром сельского хозяйства. Нам говорят — давайте ваши предложения. И дело в том, что некоторые из них можно осуществить только на государственном уровне. Например, популяризация сельхозпрофессий средствами СМИ. Мы все видели по телевизору рекламу работы в больших компаниях — хоть в «Макдональдсе», хоть в «Газпроме». Реклама построения карьеры в них стоит немалых средств. Аграрии просто не могут запустить на центральном ТВ ролик на тему — работай в команде в сельском хозяйстве, там ты построишь свою карьеру! Переломить мнение, что труд на селе — это непрестижно, непросто, небыстро и недёшево». Говорить на другом языке Александр Владимирович считает, что пора начинать говорить с молодёжью на понятном им языке, начиная с простого. Доярку и тракториста надо называть операторами машинного доения и сельхозмашин, колхоз — сельхозкорпорацией. Скажете — мелочи, а вот для подростков они довольно важны. Популяризация — это ещё и рассказ о переменах в сельхозпроизводстве. До сих пор в массовом сознании нет понимания, что сегодня тракторист может себе позволить работать в белой рубашке, что техника ультрасовременная, многие операции делаются с мобильного. Не нужно скрывать, что труд реально тяжёлый, но при этом показывать интерес профессии, её преимущества. Лукояновские педагоги знают, о чём говорят. В колледже уже сегодня есть ряд компетенций, которые ещё вчера числились в разделе фантастики. Рядом с лабораториями сити-фермерства и сельхозмашин есть классы развития биотехнологий и даже геномной инженерии. Шутливо выражаясь, здешние студенты ДНК «в лицо видели». «Билет в будущее уже сейчас можно получить по самым разным компетенциям, — улыбается Оксана Трандыкова, заведующая лабораториями сельскохозяйственных биотехнологий. — От нас ребята выходят поражёнными, потому что в школах они такого не увидят. На пробных занятиях по биотехнологиям в культуре ин-витро они из кусочка биоткани выращивают своё растение. Жаль, что многие и не подозревают, чему сегодня можно научиться в сельскохозяйственных учебных заведениях. При этом почему-то подрастающее поколение продолжает держаться за стереотип, что сельское хозяйство — это прошлый век, и идти предпочитают в IT-сферу. Значит, о том, что наши сферы давно уже взаимосвязаны, надо разъяснять». Нельзя учить «в никуда» Обсуждая путь «студент — работник хозяйства», преподаватели активно выступили за более тесное сотрудничество с будущими работодателями. «Представители хозяйств обычно говорят: «дайте нам агронома, дайте специалиста», — приводит пример руководить ресурсного центра Дмитрий Ивахненко. — Но мы знаем, что нередко подготовленный нами специалист «выходит в никуда». Устроиться на работу он иногда не может. Нет реального взаимодействия. А необходимо, как в советское время, когда работодатель и образовательная организация работали на целевых договорах. Молодой специалист должен иметь гарантию трудоустройства. Несколько лет упорной учёбы должны завершиться получением рабочего места. Мы же сегодня видим как кадровый голод на местах, так и неуверенность выпускника в вакансии. Примерно о том же аграрники речь ведут, когда рассуждают о гарантированном сбыте продукции». Большие надежды педагоги возлагают на возрождение профессионалитета, который может быть введён согласно указу президента, как было когда-то заведено. Его суть как раз подстроить количество выпускников под запрос работодателя. Напомнили наставники и о стирании в профессиях гендерных установок. Давно уже нет чисто женских или чисто мужских профессий: есть понятие «специалист». Автоматизация и цифровизация позволяют осваивать любые навыки — было бы желание. Значит, и девушки могут оказаться за рулём трактора, если проявят охоту. Кадры выбирать на олимпиаде Гарантированное профессиональное будущее начинается с запроса. Колледжи и техникумы должны чётко знать, кого от них ждёт хозяйство. Сейчас такие запросы единичны. Нет обратной связи. Положительным примером служит «Плодородие Лукоянов», постоянно запрашивающее учеников на практику. Это хозяйство буквально может выбирать себе будущего сотрудника. Но практику направления учащихся в другие районы, по мнению педагогов, нужно строить на уровне Минсельхоза. Важен и осознанный выбор профессии. Оксана Трандыкова рассказывает, что хотя ранние профориентации ведутся везде, но абитуриенты всё равно приходят с мотивацией «меня мама отправила» или «друзья позвали». Молодёжь порой не идёт работать по профессии, потому что изначально выбрана профессия не по душе. «Выход всё-таки видится в общей работе по самым разным точкам соприкосновения — от министерства до работодателя и образовательной организации, — резюмирует Александр Гунаев. — А витриной, показывающей, каков сегодня человек, занятый сельскохозяйственным трудом, мог бы стать чемпионат по рабочим специальностям. Хотелось бы, чтобы эти состязания стали популярнее олимпиады, где можно руками пощупать современную базу и престижную профессию. Именно престижную! Устаревшие представления пора ломать». Александр Куриков