Тренировки под хеви-метал. Птиц в спорте тоже обвиняют в применении допинга
МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Винкенспорт - пример того, как многовековая традиция с годами может стать национальным видом спорта. Речь о Бельгии, где в качестве спортсменов решили использовать птиц, и это не первоапрельская шутка.
1 апреля отмечается Международный день птиц. Судьбу пернатых в спорте завидной не назовешь. На II Олимпийских играх они были целями для участников соревнований по стрельбе. Тогда, на стыке веков, популярны были и голубиные гонки, для которых люди изматывали пернатых тренировками. В США до сих пор проводятся гонки на страусах, которым явно не нравятся подобные забавы, учитывая, что жокеев они зачастую скидывают задолго до финиша.
Винкенспорт тоже подвергается критике экозащитников, хотя на первый взгляд соревнования выглядят максимально миролюбиво. Их суть заключается в том, чтобы заставить сидящего в клетке зяблика (его голландское название и дало название спорту) исполнить как можно больше звуков за час. Причем звук должен быть особенным - местные называют его саск-и-вьет. Как только он издается, владелец птицы мелком делает пометку на длинной палке у себя в руках. Чья птица за отведенное время чаще пропоет "саск-и-вьет", тот и объявляется победителем. За честностью соревнований следят судьи.
Винкенспорт зародился в конце XVI века в среде фламандских торговцев и обрел вторую жизнь после Первой мировой войны. Пользуются подобные соревнования популярностью и в карибском регионе, однако в целом массовым этот вид спорта не назовешь - по всему миру его культивируют около 15 тысяч человек. Но это не помешало открытию музея винкенспорта - он находится в бельгийской деревне Хульсте.
Спортсменов называют винкениры, и в среде экозащитников они на плохом счету. Репутация у них не из лучших - ради рекордных результатов в прошлом они нередко ослепляли своих питомцев, чем разозлили даже ветеранов Первой мировой войны. Сейчас такие методы уже не практикуются, но вопросы к винкенирам все равно остаются: борцы за права животных обвиняют спортсменов в том, что те заставляют птиц петь противоестественно часто, мучают их записями песен других зябликов и содержат в плохих условия - в тесных и темных клетках.
В погоне за победой винкениры, похоже, даже не стесняются прибегать к допингу и обману. Владельца легендарного бельгийского зяблика по кличке Шаувлиге обвиняли в том, что он колол своей птице тестостерон, благодаря чему она однажды смогла исполнить рекордные 1 278 саск-и-вьетов. Доказательств манипуляций, впрочем, предъявлено не было, так что Шаувлиге ушел из жизни непобежденным.
Винкенспорт теряет привлекательность
Издание New York Times в 2007 году опубликовало репортаж с соревнований. В нем, в частности, рассказывалось, что на одном из турниров один зяблик постоянно исполнял одинаковое количество саск-и-вьетов. Оказалось, что в клетке вместо пернатого лежал мини-проигрыватель, который воспроизводил запись пения птицы. Владелец несуществующего зяблика тогда сбежал вместе с клеткой.
Винкениры обвинения в жестоком обращении с птицами отвергают, напротив, они заявляют, что в неволе зяблики живут гораздо дольше. Их куда больше волнует другой вопрос - какой диалект зябликов считать правильным: валлонский, фламандский или французский?
"Как и любого звездного спортсмена, такого как Лэнс Армстронг, птицу-чемпиона от неудачника отличает природный талант, - привело New York Times в своем репортаже слова Филипа Сантенса, одного из ведущих винкениров, который готовил своего зяблика под хеви-метал и рок. - Мне нравятся получать острые ощущения от винкенспорта, дух товарищества, ощущение истории".
"Проблема в том, что пение птиц больше не считается сексуальным", - подытожил он, посетовав, что этот вид спорта не вызывает большого интереса у молодежи.