Плакать с плачущими
Упокой Господи, души невинно убиенных во Царствии Твоем! Во всех храмах в эти дни возносятся молитвы о погибших в Красногорске.
Их родные и близкие сейчас переживают острую боль утраты. И все мы пытаемся осмыслить эту трагедию, это внезапное горе, ищем ответы на множество вопросов.
Анализируя это трагическое событие, наше православное общество разделилось на две части. Одни – осуждают увеселения в пост и связывают трагедию в Крокус Сити с тем, что она произошла именно во время поста на первой неделе: мол, не надо было в такое время идти развлекаться. Другие же считают, что не время выносить какие-либо суждения, а нужно только сострадать тем, кому сейчас очень больно, помогать им пережить горе – молиться за усопших и за их родных – чтобы Господь дал им силы перенести горечь внезапной утраты.
Кто прав в этом неожиданно вспыхнувшем споре?
Мы попытаемся это понять. Но прежде всего, хочу сказать несколько слов тем, кто сейчас находится в горе утраты своих близких любимых людей, погибших от рук террористов. Дорогие, вам сейчас тяжелее всего. Острая боль невосполнимой потери наполняет ваши сердца, и они разрываются от этой боли. И именно теперь, вместе с вами, я хотел бы вспомнить одну святую жену – Ксению Петербургскую. Именно её, потому что в земной жизни её постигло такое же горе: она внезапно потеряла горячо любимого мужа. Просто утром он вышел из дома на работу или по делам, и вдруг, в один момент, его не стало. Он умер среди будничных дел, без покаяния, без причастия, без последнего «прости», сказанного своей молодой супруге. И молодую женщину эта трагедия поразила до глубины души. Она была потрясена своим горем.
Что же она сделала? Ксения решила молиться за своего супруга всю оставшуюся жизнь (а была она тогда еще очень молода). Она взяла на себя не только усиленный подвиг молитвы, но еще и тяжелейший подвиг юродства, только ради того, чтобы вымолить своему мужу прощение грехов и Царство Небесное. А получилось так, что Ксения стала святой для всей России. И тысячи людей обращаются к ней со своими просьбами и скорбями, и она без конца помогает, укрепляет, вымаливает нас и наших близких у Бога для вечности. Она умеет это делать! Она научилась этому в своей земной жизни. Мы можем молиться ей и дерзновенно просить ее помощи. И она поможет!
Кроме того, святая Ксения Петербургская показала пример того, как надо реагировать родственникам близких на трагедию. Она не озлобилась, не стала роптать на Бога. Она приняла эту трагедию – внезапную потерю мужа – и не связала ее с Божиим попустительством. Просто смиренно приняла и со своей стороны приложила все усилия к тому, чтобы вымаливать своего любимого. В этом она явила свою веру и доверие Богу и любовь к мужу.
Очень важно сейчас тем, кто пострадал, кто потерял кого-то, не поддаться духу ропота, потому что ропот разрушает человека. А молитва – созидает. Скажу более. На смерть людей, которые погибли, нужно все-таки смотреть не как на окончание их жизни, а как на ее продолжение в ином измерении. Они – живы! И сейчас они нуждаются в нашей молитве, а не в нашем ропоте. Не в нашем осуждении всех и вся, и Бога тоже, «допустившего такое», а нуждаются только в молитве – прежде всего – своих близких, и всех нас – в чьих сердцах эта трагедия отозвалась скорбью и сопереживанием. Поэтому всем нам нужно сместить акценты в нашей реакции на происшедшее и усилить молитву – дома ли, в храме, и просить у Господа милости и Царства Небесного невинно убиенным, а всем раненым и пострадавшим – скорейшего исцеления.
Всем нам, рано или поздно, придется пройти через черту смерти. Не случайно за каждым богослужением христиане просят у Господа послать им «христианскую кончину нашей жизни, безболезненную, непостыдную, мирную и доброго ответа на Страшном Суде Христовом». Все знают, что смерть может быть не только «тихой, мирной», но и внезапной. Поэтому, когда мы слышим в храмах эти слова, то в первую очередь молимся о том, чтобы наше окончание земной жизни и подготовка к этому моменту были осмысленными. И проявляется эта готовность в понимании, что это окончание земной жизни не является концом жизни вообще человека, а переходом в жизнь другой реальности – в жизнь с Богом, Который нас любит и безмерно прощает.
Для христиан смерть является не трагедией (потому что Христос победил смерть), а шагом на пути к Богу. И каждый православный человек желает в последние минуты своей жизни оставаться в сознании того, что с ним происходит. Чтобы этот переход к Богу был осмысленным. Момент смерти – тайна для человека, даже если человек болел и уже готовился к ней. Тем более, если он был молод и здоров.
На протяжении тысячелетий никто так и не смог дать рациональный ответ на глубоко философский вопрос: почему одних людей Бог забирает во цвете лет, других – в юном возрасте, а кто-то живет до глубокой старости. Христиане верят, что Господь призывает каждого человека в тот момент, когда он более всего готов к вечности. Богу важно, чтобы каждый из нас был спасён. Господь ищет все возможные способы спасти нас для блаженной бесконечности. И то, в какой момент человек уходит из земной временной жизни – тоже один из способов его спасения.
Мы верим в это. И вместе со всей Церковью не суд выносим, а молимся о погибших и просим у Бога им милости, прощения прегрешений и Царства Небесного, а их родным и близким – помощи Божией. Мы не знаем последних земных минут тех людей. Может быть, это было именно обращение к Богу? И это обращение было первое в жизни. Сердцеведец Сам знает и видит их души. Нам же надо молиться и никого не осуждать, хотя бы потому, что Христос порицал осуждение: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). И далее Он поясняет, почему этого нельзя делать: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?» (Мф. 7: 2-4).
Есть в Евангелии история, которая прямо повторяет сегодняшний день. Как-то люди пришли к Христу и рассказали Ему о внезапной гибели галилеян от рук Понтия Пилата. «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам» (Лк. 13: 2). Видимо, те, кто принес эту весть, считали, что внезапная смерть тех галилеян была вызвана какой-то их особой греховностью: мол, Бог их за это и покарал смертью от рук Пилата. Этими словами Спаситель переводит взгляд людей, рассказавших Ему о случившемся, с ракурса осуждения чужих поступков – на самих себя: подумай, осуждающий, сам как живешь: что ты без греха?
Или будем считать себя праведниками только потому, что в первую неделю поста не пошли на концерт или иное мероприятие – это не верно. Цинично осуждать тех, кто пострадал в Красногорске, за то, что они не соблюдают Великий пост. Так может поступать человек, у которого нет сердца.
Здесь возникает вопрос: а что мы сделали, чтобы эти люди пришли к Богу? Что мы сделали, чтобы не произошло этой трагедии? Явил ли каждый из нас образ истинного христианина, глядя на который, те, кто был в Крокус Центре, сказали бы: «Я тоже хочу быть христианином и ходить в храм»?
Поэтому все, что вокруг нас происходит, в первую очередь должно каждого мотивировать на свой личный духовный подвиг, на борьбу со своими страстями, на молитву. Но ни в коем случае на то, чтобы навешивать ярлыки и говорить, кто правильно поступил, а кто неправильно. Нужно быть честным по отношению к себе – «а разве я сам без греха?». Необходимо быть милосердным по отношению к людям и никого не судить.
Но, с другой стороны, нужно быть честным и по отношению к тому, что действительно происходит в нашем обществе. Есть духовная закономерность между тем, как живет общество, и тем, что с этим обществом происходит. Наверное, говорить об этом нужно не в момент острой боли, когда людям очень тяжело от своих потерь и, конечно же, не выносить им «приговор», как сейчас это можно увидеть в некоторых православных блогах, и даже в блогах священников. Говорить надо с чувством сострадания, сопереживания. Не осуждать, а говорить для того, чтобы избежать будущих бед.
Дьявол действует там, где нет Бога. Бог любит каждого: и верующих в Него и не верующих, все мы Его творение, все мы Его дети. Но Бог уважает и свободу человека. И там, где люди показывают – здесь, Господи, Тебе не место, здесь мы хотим побыть чуть-чуть без Тебя, – Бог не будет навязываться, не будет нарушать свободу человеческую. И это будет не Божие наказание, а Божие уважение к свободе выбора Его творения. Но ведь нужно понимать, что когда Господь отступает, то приходит дьявол.
Сейчас мы переживаем время посещения Божиего: идет духовное противостояние и в глобальном масштабе, и в сердце каждого человека. И люди должны понять, что это противостояние касается лично каждого из нас. Мы все не сразу пришли к Христу. Многие из нас когда-то тоже ходили на концерты и не задумывались, что идет Великий пост. Поэтому не будем своим осуждением прибавлять боль к боли потерявшим кого-то в этой трагедии, не заглушим своим высокомерием сердца тех людей, путь которых к Богу, быть может, начинается именно сейчас, в эти тяжелые для всей страны дни.