Эхо "Крокус Сити Холла": «Не убий» или все-таки «око за око»? Как правильнее поступить с террористами?
Ужасный по своей кровавости и бессмысленности теракт в «Крокус Сити Холле» моментально вызвал в публичном пространстве бурю откликов, которые не смолкают даже спустя недели после трагедии.
И то, как некоторая часть нашего гражданского общества довольно живо реагирует на высказывания власть предержащих, отсылающие нас ко временам главенства жестоких норм «око за око» и «грехи отцов ложатся на их потомство до 7 колена», вызывает вопрос – а не убьет ли это в нас способность сострадать и прощать?
Об этом «СП» поговорила с членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви, священником Георгием Максимовым.
– Наша страна большая, поэтому число людей, придерживающихся самых разных точек зрения на происходящее, очень велико, – отметил он. – Надо сказать, что многие православные христиане реагируют на трагедии последнего времени очень и очень достойно. Но есть и те, кто обвиняет в трагедии, разыгравшейся в «Крокус Сити Холле», самих пострадавших. Мол, нечего в Великий пост по рок-концертам шляться и грешить. Однако эта позиция, отмечают сами священники, в корне неправильная.
Да, с одной стороны, православные христиане должны воздерживаться в пост от увеселительных мероприятий. Но, с другой стороны, среди народов России есть представители самых разных религиозных конфессий. Да и в числе пострадавших есть не только зрители, но и работники самого «Крокус Сити Холла». А ведь работать-то в пост не грешно. И, образно выражаясь, стричь тут всех под одну гребенку – дескать, это вам за ваши грехи – совершенно неправильно.
К сожалению, наличие такой неадекватной позиции в публичном пространстве говорит о том, что для некоторых людей гораздо важнее какие-то свои собственные соображения, чем сострадание к ближнему. К счастью, позиция «сами виноваты» не стала основным лейтмотивом в обсуждении трагических событий.
«СП»: Основным лейтмотивом, кажется, стало мнение, что террористов, устроивших эту кровавую бойню, следовало бы казнить, и как можно быстрее. Причем некоторые чиновники высшего эшелона власти призвали подвести под смертную казнь не только их, но также и тех, кто организовывал и спонсировал этот ужасный теракт.
– Здесь также есть разные точки зрения. Моя личная человеческая позиция, как гражданина, заключается в том, что смертная казнь для некоторых преступников нам все-таки нужна. В ее оправдание я могу сказать, например, что существуют соответствующие научные исследования, доказывающие, что такое псевдомилосердие на самом деле провоцирует рост количества убийств. Порядка 27% убийц, осужденных за свои кровавые преступления, после освобождения начинают убивать снова.
Конкретно этим террористам сейчас максимум что грозит, так это пожизненное полное содержание и обеспечение от государства, в том числе за счет налогов, которые платят близкие и родственники погибших в «Крокусе». Это не нормальная ситуация. Но, повторюсь, это лично моя точка зрения, а не официальная позиция православной церкви.
«СП»: С точки зрения православия нам, наверное, стоит прежде всего молиться за врагов своих в соответствии с заповедями Нового завета, а не влезать в дискуссию о необходимости смертной казни, руководствуясь в том числе принципами Старого завета «око за око» и «дети несут ответственность за грехи отцов»?
– Конечно, мы можем и должны молиться об исправлении террористов, устроивших теракт. Только вот молитвы об исправлении отнюдь не исключают смертной казни для заблудших преступников. Смысл православной молитвы в том, чтобы злодеи исправились и спасли свои души от геенны огненной. И наши молитвы, и государственные методы воздействия на преступников должны, по идее, всячески способствовать их исправлению.
Но если злодей остается безнаказанным по сути своей, шанс для такого исправления крайне мал. На мой взгляд, ничто так не способствует исправлению мыслей и чувств преступника, переосмыслению его действий, как угроза смертного приговора. И Федор Михайлович Достоевский – тому яркий пример.
По поводу смертной казни не только для непосредственных исполнителей теракта и даже для «сочувствующих», то вообще-то такая мера наказания абсолютно не соответствует нашему текущему законодательству. Рассуждения об отнятии жизни у того или иного человека как-то уместны в том случае, если человек этот взял на душу грех смертоубийства. А вот если он жизни никого не лишал, то и говорить тут, собственно, не о чем.
Чиновников, призывающих казнить вместе с исполнителями теракта и организаторов, и сочувствующих, понять в какой-то момент можно – они же тоже живые люди, их тоже захлестывают эмоции.
«СП»: Однако подобные высказывания и рассуждения с личной оценкой происходящего, коль скоро они выливаются в публичное пространство, не несут ли опасность того, что наше общество свернет куда-то не в ту сторону? Не рискует оно стать куда более кровожадным? Большие реки-то, как известно, с малого ручейка начинаются.
– На мой личный взгляд, наше общество свернуло «не туда» уже очень давно. Россия – один из мировых лидеров в печальной статистике самоубийств на душу населения. Россия ежегодно входит в список стран с самым большим количество абортов. В нашей стране просто огромнейшее количество разводов. Учитывая это, я бы не стал говорить, что мы идем куда надо, а именно сейчас нас пытаются сбить с пути истинного.
Именно сейчас, как мне думается, нашему обществу дается свыше шанс наоборот вернуться на правильную стезю. Общество должно как-то встряхнуться, задуматься – а как в таких условиях вернуться к христианским ценностям, чтобы и жизнь каждого человека, и жизнь страны в целом протекала бы так, как угодно Богу.
Существует точка зрения, что тяжкие испытания посылаются как раз тому народу, который сбился с пути. Так Бог возвращает своих заблудших чад к светлым началам. Именно таким образом наши благочестивые предки воспринимали все военные катаклизмы, через которые проходила Русь за все века своего существования.