Легенды древней Земли: первый динозавр с именем

В этом году исполняется 200 лет с момента, когда люди нашли (и идентифицировали) динозавра. Это был мегалозавр. С него началось познание истории древних рептилий, которые жили на нашей планете десятки и сотни миллионов лет назад. Из-за того, что именно мегалозавр был первым опознанным динозавром, долгое время ученые не могли понять, кому принадлежали останки. Рассказываем, как первому названному динозавру хотели присвоить имя Scrotum Humanum (что в переводе с латыни означает «‎мошонка человеческая»)‎, какие ошибки совершали ученые, когда пытались реконструировать существо, и что оно из себя представляло на самом деле.История обнаруженияВ 1676 году в известняковом карьере Стоунсфилд в Оксфордшире обнаружили нижнюю часть бедренной кости. Находку передали Роберту Плоту, профессору химии Оксфордского университета и первому куратору Эшмолеанского музея искусства и археологии. Тот описывал различные окаменелости в своей книге «Естественная история Оксфордшира». Нехватка знаний людей того времени сделала свое дело: никто не знал, откуда могли взяться кости, поэтому Плот заявил, что останки появились в земле естественным путем. Как именно, он не объяснил.Cлева самый известный портрет Роберта Плота из Оксфорда. Справа — его знаменитая книга 1677 года «Естественная история Оксфордшира». Источник: Tetrapod ZoologyЗато нижнюю часть бедренной кости Плот идентифицировал верно. Однако оставалось загадкой, кому принадлежали эти останки: они были больше, чем у лошади. Ученый предположил, что кость могла принадлежать римскому боевому слону, хотя и сомневался в своем выводе. В том же году Плот исследовал настоящие слоновьи кости, и понял, что они сильно отличаются по форме и размеру от загадочной находки.Слева — найденные рядом со знаменитой костью мегалозавра в Оксфордшире останки (справа). Источник: Tetrapod ZoologyВ итоге ученый пришел к выводу, что останки огромной кости могли принадлежать человеку-гиганту. На самом деле, люди того времени часто принимали останки динозавров за кости великанов. Дело в том, что о последних было написано в Библии. По мнению Плота, рост таких древних людей был существенно выше обычного человеческого роста — скорее всего, считал Плот, 3,5 метра.Мошонка человеческаяТакже об этом кусочке кости писал Ричард Брукс в своей книге 1763 года «The Natural History of Waters, Earths, Stones, Fossils, and Minerals, with their Virtues, Properties, and Medicinal Uses». В целом эта работа очень похожа на книгу Плота и, скорее всего, основана на труде предшественника. Однако интересна эта работа другим: хотя в самом тексте книги Брукс, как и Плот, называет останки нижней частью бедренной кости, на рисунке подпись «чуть-чуть» другая — «Scrotum Humanum», мошонка человеческая. При этом надпись ничем не отличается по стилю от соседних, то есть она, скорее всего написана тогда же, когда и другие подписи.Картинка из книги Брукса, на правой странице изображена гигантская кость. Подпись гласит: «Scrotum Humanum», что означает «мошонка человеческая». Источник: Tetrapod ZoologyВсе-таки динозаврТолько в 1824 году ученые наконец поняли, что перед ними не кости великана (и уж точно не «‎мошонка человеческая»). Исследователи догадались, что перед ними — совершенно новое существо. «‎Крестным отцом» мегалозавра стал Уильям Баклэнд — британский геолог и палеонтолог. Долгое время из-за нехватки знаний ученые относили к мегалозаврам останки других видов, которые пока что были не открыты.Особенно интересны представления исследователей того времени о мегалозавре. Тогда не существовало методов, которые используют современные специалисты для реконструкции. Поэтому справлялись своими силами. Интересен вклад Ричарда Оуэна — английского палеонтолога, которого чаще всего вспоминают как создателя слова и имени для целой группы рептилий — динозавров. По заказу Оуэна был была создана реконструкция мегалозавра, которая до сих пор находится в парке Кристального дворца. Она неверная: ученый считал, что этот динозавр ходил на четырех ногах и походил на помесь медведя и крокодила. Сейчас мегалозавра изображают двуногим, как и большинство тероподов.Историческая (и неточная) реконструкция 1854 года в парке Кристального дворца под руководством Ричарда Оуэна. Источник: Wikimedia CommonsХотя ученые считали, что кость принадлежит Megalosaurus, были казусы, когда «Scrotum Humanum» хотели сделать названием вымершего рода. По правилам Международного кодекса зоологической номенклатуры (международный свод правил о том, как составляются названия животных) название Scrotum humanum имело приоритет перед Megalosaurus, так как оно было опубликовано первым. Однако оно было исключено: его объявили nomen oblitum. В конце прошлого столетия Международная комиссия по зоологической номенклатуре объявила, что «Scrotum Humanum» — лишь подпись к рисунку. Она не была задумана, как название, а значит не может им быть.Большой ящерMegalosaurus bucklandii обитали на Земле около 166 миллионов лет назад. Их телосложение было вполне типичным для крупных тероподов: они ходили на двух ногах, горизонтальное туловище уравновещивалось длинным тяжелым хвостом. Размер этого существа был около 9 метров в длину. Большая вытянутая голова существа имела длинные кинжалообразные зубы: мегалозавр был плотоядным. На кого точно охотился этот хищник, неизвестно. Ученые предполагают, что его жертвами были лексовизавры — древние стегозавры.Зубы мегалозавра менялись на протяжении жизни. В 2017 году в Уорикском университете и Музее естественной истории Оксфордского университета ученые проводили исследование, в ходе которого обнаружили в челюсти мегалозавра пять зубов. Исследователи использовали компьютерную томографию, чтобы создать 3D-модель челюсти и заглянуть внутрь кости. Сканирование показало, что в челюсти находились зубы, о которых ранее ученые не знали. Они росли и менялись в течение жизни животного.В 2021 году в Йоркшире обнаружили след, длина которого достигала 80 сантиметров. Специалисты предполагают, что он принадлежит мегалозавру или динозавру, очень на него похожего. У этого отпечатка три пальца. «Это замечательная находка. Мало того, что этот образец представляет собой самый большой след теропода, найденный в Йоркшире, но, изучая угол следа, его форму и отпечатки когтей, мы получили представление о поведении этого существа, жившего примерно 166 миллионов лет назад. Фактически, особенности следа могут даже предполагать, что этот крупный хищник садился на корточки, прежде чем встать. Забавно думать, что этот динозавр вполне мог гулять по илистой прибрежной равнине в ленивый воскресный день в юрском периоде», — прокомментировал Дин Ломакс, палеонтолог из Манчестерского университета.След теропода в Йоркшире. Возможно, он принадлежал мегалозавру. Источник: Marie Woods

Легенды древней Земли: первый динозавр с именем