Войти в почту

Злая бабушка и милый волк: как пересказали сказки Шарля Перро в "Урал Опера Балете"

Современная экранизация

Злая бабушка и милый волк: как пересказали сказки Шарля Перро в "Урал Опера Балете"
© ТАСС

В Екатеринбургском оперном, который теперь выступает под маркой "Урал опера балет", — мировая премьера. Для "Сказок Перро" — трехактного спектакля с прологом и эпилогом — музыка была заказана трем композиторам. Уже немало поработавшая для отечественных театров (две дюжины драматических спектаклей, семь балетов) петербурженка Настасья Хрущева сочинила пролог, эпилог, "Красную шапочку" и "Мальчика-с-пальчик". Студент Хрущевой Алексей Боловленков (он выпускается из Петербургской консерватории в этом году) придумывал мелодию для "Кота в сапогах". В основном занимающийся электронной музыкой Дмитрий Мазуров написал сопровождение для "Синей бороды". В постановщиках — также большая компания: историю крохотного мальчишки пересказал в танце худрук "Урал балета" Максим Петров, про кота в сапогах поведал Константин Хлебников, об отправившейся к бабушке неосторожной девчонке — Александр Меркушев, а балет о синебородом преступнике поставили сразу двое — Меркушев вместе с Петровым. Таким образом, проект стал демонстрацией опоры на собственные силы: и Хлебников, и Меркушев — танцовщики театра, начавшие сочинять танцы не так давно, при этом вполне успешно: вечер "Танц-артель", впервые собравший нескольких дебютантов в прошлом году, получился захватывающе интересным.

Постановщики (прежде всего либреттисты, то есть худрук Максим Петров и его литературный помощник Богдан Королек) взяли за основу сказки Шарля Перро, впервые напечатанные во Франции в конце XVII века, а в России получившие широкое распространение в XIX веке, когда их перевел Тургенев (хотя отдельные переводы появились и раньше). Сказки, изначально предназначенные для взрослых (отсюда пугающая жестокость, присутствующая в некоторых сюжетах), в России благодаря переводчикам подобрели и обрели счастливые финалы. Поэтому вот уже два века они у нас воспринимаются как детское чтение — хотя в оригинале такими не были (например, родители Мальчика-с-пальчик решили бросить всех своих детей в чаще, то есть погубить их, потому что работодатель задерживал зарплату и им не на что было жить, а герой не просто убежал от людоеда, он заставил того сьесть его собственных дочерей). При подготовке спектакля театр обещал, что сказки снова станут страшными — в результате на премьере собрался совершенно взрослый зал, и в фойе не было привычных нарядных мальчиков и девочек.

На деле сказки страшными не стали — они стали печальными (даже в "Синей бороде" зрителя специально пугала музыка, но не происходящее на сцене). Все четыре маленьких сюжета стали поэтическими историями о любви, и в этой поэзии главная интонация — грустная улыбка. Эту интонацию отлично почувствовал оркестр, ведомый Павлом Клиничевым — он воспроизводил именно поэзию печали (не забывая и другие эмоции, если они были предусмотрены композиторами и постановщиками).

Герои волшебного леса

Дело происходит в волшебном лесу, где правит Грибная фея (Надежда Шамшурина). Художник Юлиана Лайкова, не так давно окончившая ГИТИС, но уже немало поработавшая в драматических театрах (от няганского ТЮЗа до МХТ), а декорации и костюмы для балета делающая впервые, сотворила на сцене вязаный мир. Растительность в лесу сплетена из каких-то канатов, наряды персонажей будто связаны на спицах (в самой последней сцене балета мы увидим Грибную фею именно со спицами в руках — и поймем, что весь свой лес и его обитателей она сплела сама). В этот лес попадают герои старых сказок — или их дом прямо там и стоит (как у Синей бороды, например). У Грибной феи есть четыре слуги — охотники, которые помогают ей наводить порядок в лесу, если что-то начинает идти не так.

Волшебный лес, старая фея, четыре пажа… что-то это все напоминает, не правда ли? Конечно же, поставленный в позапрошлом веке Мариусом Петипа балет Чайковского "Спящая красавица", ставший одним из сокровищ отечественного (и мирового) театра. Его сюжет тоже был взят из сказки Шарля Перро — и именно этот балет вдохновил екатеринбуржскую постановочную команду на сочинение нового спектакля. Это такой оммаж русским классикам — что видно во многих деталях постановки и слышно в тех частях партитуры, которые сделала Настасья Хрущева.

"Сказки Перро" разворачиваются неспешно. "Кот в сапогах", с которого все начинается, кажется совершенно каноничным. Ловкий герой (виртуоз Тормоза Терада) бодро пролетает в прыжках вдоль диагонали кордебалета и вступает в забавные пантомимные диалоги с хозяином (Андрей Вешкурцев). В них "маркиз Карабас" стесняется своего самозванства, а котяра готов ему не то что дворянское звание, а прямо корону вручить (ее Людоед отобрал у короля, Людоеда победили — ну и зачем ее отдавать, носи сам). Константин Хлебников отлично сочиняет массовые танцы — королевский бал изящен и изобретателен в пластике. Конечно, есть черты нашего времени — Принцессу (Екатерина Кузнецова) не надо долго уговаривать, девушка сама привыкла всем командовать и сама выбирает "маркиза Карабаса", ему только пугаться не надо. Но в целом — это самая "детская" из сказок.

А вслед за ней идет "Красная шапочка", в которой вовсе ничего детского нет. Детям надо помнить, что всегда надо слушаться родителей. А вот когда дети сами становятся взрослыми — правоту родных порой стоит поставить под сомнение.

Всего три героя — собственно, Красная шапочка (Мария Михеева), Волк (Иван Сидельников), Бабушка (Инна Авдеева). Сразу обозначена взаимная симпатия волка и девушки: они трогательно играют в "ладушки", им Александр Меркушев поставил дивный лирический дуэт. Волк не хищник, он восторженный поклонник, влюбленный и беззащитный. Бабушка кружит вокруг, вклинивается в диалог, топает ногами — и, наконец, рвет волка на части. То есть она срывает с него "шкуру" по частям — на сцене остается танцовщик в светлом трико, на груди у него нарисовано большое сердце. Без шкуры волк жить не может — и он падает бездыханным. Бабушка добилась своего — но доброе ли дело она сделала? Это самый короткий балет вечера — и самый цельный, и один из самых трогательных.

За ним следует самая мрачная из четырех сказочных танцповестей — и в буквальном смысле (художник по свету Константин Бинкин создал на сцене этакий синий мрак, от которого невольно ежишься в кресле), и в переносном: "Синяя борода" — драма неоправданного доверия, и бывшие жены героя (или их призраки?) больше похожи на морок подсознания, на галлюцинации последней жены. Танец герцога Синей бороды (блистательная работа Андрея Вешкурцева) полон самосжигающей ярости, его диалог с любимой женщиной (Екатерина Кузнецова) нервный и неровный. Композитор Дмитрий Мазуров активно использует ударные, и жесткий ритм, кажется, забивает гвозди в крышку гроба когда-то существовавшей любви. Верить никому нельзя, а без веры жить невозможно — так могла бы звучать последняя строка, если бы этот балет был сонетом. 

И, наконец, финальная история — история Мальчика-с-пальчик. Тут нет никаких ужасных подробностей из Шарля Перро — мальчишку никто в чащу не отправляет. Просто на сцене стоят гигантские башмаки (выше человеческого роста), из них под колосники тянутся чьи-то длиннющие ноги (мы даже коленок не видим), а у этих башмаков пытается достучаться до их обладателя герой (Томоха Терада). Одно неловкое движение башмака — Мальчик-с-пальчик улетает в кулису, и начинается его длинное путешествие. Оно становится поиском общности, и ему везет: парень встречает ватагу мальчишек такого же роста, а вслед за тем — и Дюймовочку (Мария Михеева), в которую, понятное дело, влюбляется. Мир вокруг не становится лучше от того, что кто-то влюблен — финальный нежный дуэт Мальчика-с-пальчик и Дюймовочки происходит на пустой сцене. Друзей уже нет, есть только любимая, она единственное счастье и единственный смысл жизни.

В эпилоге Грибная фея отправляет в кулисы героев всех сказок — кого-то обнимая на прощание, кого-то чуть не выпихивая со сцены. Она садится вязать, сочиняя новую сказку. Затем будет какая-нибудь новая история. В Екатеринбурге она точно будет — здесь есть кому их придумывать и превращать в танцы.

Анна Гордеева