«Я долго переучивала мужа» Россиянка решила сортировать мусор. Как этот шаг навсегда изменил ее жизнь?

Экоактивистка из Петербурга Анастасия Ефимова уже больше десяти лет занимается раздельным сбором мусора и выработала для себя специальную систему по сортировке отходов. Она вносит посильный вклад в защиту окружающей среды и поделилась советами для тех, кто тоже хочет участвовать в спасении планеты. Ответственный подход — в материале «Ленты.ру».

«Я долго переучивала мужа» Россиянка решила сортировать мусор. Как этот шаг навсегда изменил ее жизнь?
© Lenta.ru

Анастасия Ефимова, 42 года, активист экологического движения «РазДельный Сбор»

Мусор в обмен на книги

Впервые раздельный сбор мусора я увидела в Финляндии, где мы с мужем катались на лыжах в конце нулевых. Мы жили в маленьком коттеджном поселке, и там я обратила внимание, что для каждого вида отходов предназначен свой контейнер: для пластика — один, для стекла — другой, для бумаги и картона — третий. Благодаря такой сортировке обычный мусор можно переработать во вторсырье, которое не загрязняет окружающую среду, а становится сырьем для создания новых предметов и материалов. Я тоже попробовала разделять отходы, и мне показалось, что это просто и разумно.

В той или иной форме раздельный сбор мусора присутствовал в моем быту всегда. Когда я была еще ребенком и жила с родителями в Мурманске, у нас на кухне стояла миска, куда мы собирали разные пищевые отходы — очистки от овощей, хлебные крошки, остатки еды и прочее. Правда, я не помню, куда мы ее выносили. Пустые бутылки из-под молока тоже ставили отдельно, а потом сдавали. А еще папа собирал макулатуру, которую потом обменивал на книги. Книги тогда достать было трудно, а так у нас появились Александр Дюма и Джек Лондон.

Осознанно разделять мусор я стала лет тринадцать назад. К этому времени я уже переехала в Санкт-Петербург и у меня родился старший сын. Я тогда начала задумываться о здоровье, о том, что я ем и как это влияет на мой организм, и мне стала попадаться информация о вреде пластика для человека и окружающей среды, а также о том, что многие отходы можно сдавать на переработку.

Я решила внести свою лепту. Начала собирать и сортировать мусор, который скапливался у нас дома: упаковки из-под молока, консервные банки, флаконы от бытовой химии

Я не очень разбиралась тогда, что в пунктах приема берут, а что нет. В результате весь балкон оказался завален коробками с вторсырьем. Помню, как я в первый раз поехала все это сдавать. Пунктов приема тогда было мало, ближайший — на другой станции метро. Я с малышом в слинге, в руках — пакеты с мусором, спешу, опаздываю. Но сдала! В награду мне даже дали шариковую ручку, изготовленную из переработанного сырья!

«Так не пойдет, мы так делать не можем»

К слову, муж поначалу к моей инициативе сдавать отходы отнесся как к некой странности. Я долго его переучивала правильно сортировать мусор. Доставала из ведра упаковки, которые он туда бросал, ополаскивала, ставила на раковину. При этом старалась сильно этим ему не докучать. А потом у нас родилась младшая дочка, дел по хозяйству прибавилось, и на сортировку мусора меня перестало хватать. Я стала выбрасывать все вместе. А муж вдруг говорит: «Так не пойдет, мы так делать не можем…» Подключился — стал сортировать отходы и вывозить их в пункты приема.

На данный момент наш основной мусор — пищевой: картофельные очистки, шкурки бананов, яичная скорлупа и так далее. Он составляет, наверное, половину всех отходов. К счастью, сейчас мы живем за городом и у нас есть компостная куча. А вот тем, кто в городе, тяжело: в Санкт-Петербурге нет единой системы утилизации пищевых отходов. По опыту коллег я знаю, что некоторые отвозят все, что может перегнить, на дачу родителям, в компост, или ставят в квартирах специальные компостеры. Также есть акция «Органика — не мусор»: по определенному графику приезжает машина, которая собирает пищевые отходы. Но в ее ожидании их надо как-то накапливать — высушивать или замораживать. Это трудный путь.

Около 50 % мусора в семье приходится на органические отходы, которые отправляются в компост

Еще у нас собирается много тетрапака. Мы с мужем любим кофе со сливками, а у сына аллергия на коровье молоко, и я покупаю растительное молоко, которое тоже в тетрапаковских упаковках. Также я собираю пластиковые бутылки, коробочки из-под сметаны, стаканчики из-под йогурта. А еще откуда-то приползает множество полиэтиленовых пакетов, хотя в магазин я хожу с многоразовым шопером или фруктовкой (мешочек из мелкой сетки из хлопка или льна, который заменяет пластиковый пакет).

Храним и сортируем мусор мы так. На кухне стоят контейнеры с крышками, которые я купила еще в «Икее». Сначала я сортировала отходы очень тщательно: отдельно тетрапак, отдельно — металл (консервные банки, например), отдельно — бумагу, пластик, стекло. Но это оказалось несколько сложно. Сейчас у меня три контейнера: для тетрапака, для стекла и большой — для пластика, металла и всего остального, что можно сдать. Рядом с контейнерами стоит бумажный пакет для бумаги и пакет с пакетами. Собираясь в город, я сажусь и сортирую мусор. А потом сдаю его — чаще всего в пункт приема «Правила деления», находящийся на территории ТЦ «Мега Парнас», где принимают много разных видов вторсырья. Обычно отходы я вывожу раз в месяц.

Гора вымытого мусора

За десять с лишним лет, что я занимаюсь раздельным сбором мусора, у меня было несколько ярких случаев. Однажды на прогулке мы нашли канистру с отработанным маслом. Это опасные отходы, поэтому мы взяли канистру домой, и она у нас долго стояла, прежде чем я нашла, куда ее можно сдать.

Во время пандемии мы тоже много гуляли и заодно собирали пустые бутылки, пластик. Они были в засохшей земле, листьях и еловых иголках, и перед тем, как их сдать, я выставила все во двор и перемыла — целую гору мусора! Эта история до сих пор вызывает во мне смешанные чувства — смущения и гордости.

А еще каждый раз, возвращаясь из Мурманска от моих родителей, мы везем домой не бабушкины варенья и соленья, а вторсырье — например, пакеты с крышечками от бутылок. В Мурманске система раздельного сбора развита пока еще не очень хорошо.

Впрочем, мы стараемся не только грамотно утилизировать отходы, но и производить как можно меньше мусора. Так, раньше мы часто покупали воду в пластиковых бутылках. Но потом подумали и поставили на кран в кухне фильтр. Теперь у каждого в семье есть своя бутылка для воды, которую можно наполнить из фильтра и взять с собой на работу, в школу, на прогулку.

Большинство товаров, которые мы покупаем постоянно, продается в упаковках — те же крупы, например. Мы нашли выход: стали покупать крупу большими объемами. Не три пачки гречки или риса по 900 граммов, а одну трехкилограммовую. Количество упаковок заметно сократилось

Что касается одежды и различных бытовых предметов, то я их за отходы не считаю. Одежда, игрушки, предметы интерьера у меня включены в оборот. Когда родился сын, нам от города подарили карту в «Детский мир», но она долго лежала нереализованная. Кажется, мы покупали только подгузники, а все остальные детские вещи приходили от подруг, коляску нашли на сайте объявлений. Когда дети выросли, мы передали все это дальше.

Сейчас я люблю магазины типа секонд-хенда, часто там одеваюсь сама и одеваю дочку. Отпускаю вещи тоже легко — отношу их в контейнеры «Спасибо!». Исключение составляет сын-подросток, он сейчас активно растет и раз в сезон мы заходим с ним в магазины новой одежды. Те вещи, из которых он вырос, я тоже отдаю — они почти новые.

Куда можно отнести ненужные вещи? Россияне все реже выбрасывают одежду на помойку, предпочитая отдавать ее на переработку или на благотворительные нужды. Сделать этот процесс легким и удобным помогают организации, которые успешно работают по всей стране. Среди них — проект «Спасибо!». В специальные контейнеры в крупных российских городах (среди них Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Вологда, Владимир и другие) можно сдать вещи, которые потом потом сортируют и продают, а вырученные деньги направляются на благотворительность. Также в России работает фонд «Второе дыхание». Он занимается сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой одежды на любой стадии ее жизни. У фонда более 700 собственных и партнерских контейнеров и пунктов приема в 66 городах России — в ТЦ, бизнес-центрах, общественных пространствах, ЖК. Есть и услуга вывоза из дома. Еще один фонд — «Лавка радостей». Он тоже выступает за вторичное использование вещей. Их можно сдать прямо в магазин фонда, отправить курьером или привезти на склад. Еще в России действует социальный проект «Доброворот», который создал свою сеть боксов для сбора ненужного текстиля. Идеи рационального потребления продвигает и экологический проект «Собиратор». Его волонтеры забирают рассортированные по инструкции отходы и ненужные вещи, а затем передают собранное на переработку или в фонды. Вещи в хорошем состоянии могут отправить в благотворительные организации, которые помогают пожилым людям, семьям в трудной ситуации и животным. Среди них — фонд «Старость в радость», приют для собак «Дубовая роща», служба помощи «Милосердие» и другие.

Начинать лучше с чего-то одного

Что посоветовать тем, кто только начинает осознанно заниматься раздельным сбором отходов? Многие люди смотрят на тех, кто собирает десять видов мусора, и думают: я так не смогу! Или, напротив, сразу ставят себе десять контейнеров, что, как мне кажется, верный способ быстро перегореть. Начинать лучше с чего-то одного.

1 батарейка отравляет территорию, на которой могут обитать один ежик, два крота и тысяча дождевых червей

Например, простой вход — это батарейки. Считается, что одна батарейка загрязняет территорию, на которой обитает один ежик, два крота и тысяча дождевых червей — из-за того, что при разрушении корпуса аккумулятора в почву и грунтовые воды попадают тяжелые металлы. Поэтому батарейки сдают в специальные пункты приема.

Другой вариант — сбор пластиковых крышек. Их утилизируют отдельно от бутылок, так как из-за малого размера при сортировке они проскакивают по ленте и попадают в неперерабатываемые отходы, которые отправляются на полигон. Крышечки не занимают много места, и их принимают во многих пунктах. Если начать с батареек и крышечек, то вскоре раздельный сбор войдет в привычку, и окажется, что рядом с контейнером для этих отходов есть контейнер, например, для сбора макулатуры или стеклянной тары…

Есть у меня и личный лайфхак. Как правило, вторсырье перед сдачей в пункт приема надо мыть. Все, что выдерживает высокую температуру (баночки от сметаны, йогуртов, пакеты тетрапак и прочее), я ставлю в посудомойку. Так я экономлю силы и время. А еще мы обычно, прежде чем бросить упаковку в контейнер, аккуратно ее сминаем, чтобы она занимала меньше места.

Система раздельного сбора вторсырья сегодня активно развивается. Кроме батареек и крышечек от бутылок уже можно сдать на переработку термометры, тонеры для принтеров, просроченные лекарства, флаконы из-под агрессивной бытовой химии, лампочки и многое другое. Пунктов сбора вторсырья также становится больше: только за прошлый год их количество выросло вдвое

Я тоже в этом деле расту. Несколько лет назад я присоединилась к экологическому движению «РазДельный сбор». Наша команда проводит различные акции по раздельному сбору мусора для жителей города, участвует в анализе законопроектов, которые принимаются в сфере обращения с отходами, дает обратную связь. Мы проводим экоуроки в школах и в муниципальных образованиях, устраиваем экодни в больших торговых центрах. Есть у нас и горячая линия, по которой можно задать любые вопросы о том, как грамотно обращаться с вторсырьем. А еще я время от времени занимаюсь волонтерством на различных мероприятиях по сбору отходов.

Планы на будущее

У меня много планов. Сейчас мы дома стремимся сократить потребление бумаги, в том числе стараемся покупать меньше печатных книг. Сын уже перешел на электронные книги, а дочку, которая как раз учится читать, я приучаю ходить в библиотеку. Кроме того, еще в прошлом году я поставила себе цель начать собирать чеки.

Они изготавливаются из термобумаги, которая содержит фенолы, поэтому их нельзя сдавать вместе с макулатурой. Пока я их коплю — к счастью, места чеки занимают мало, а вот чтобы их сдать — надо прямо постараться. Мест, где их берут на переработку, мало, и я сдавала их только один раз, вывозила в пункт приема в Петербург.

Я осознала, что должна сделать все, что могу, чтобы сохранить красоту природы, чтобы жить на Земле было хорошо

Если подвести итог: зачем я все это делаю? Лет семь назад, когда дочке еще не было и года, мы всей семьей отдыхали на Бали. В один из дней мы отправились с гидом на очень труднодоступный, но очень красивый пляж. Вокруг не было ни гостиниц, ни людей, природа была прекрасной. Но я не смогла посадить дочку на песок — он весь был в мусоре, который принес океан. В тот момент я осознала, что должна сделать все, что могу, чтобы сохранить красоту природы, чтобы жить на Земле было хорошо. Это был сильный опыт.