Историки заявили о живучести "Наполеоновского мифа" в современной России

МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Фигура Наполеона в современной России окружена неоправданным почитанием, французскому императору и полководцу посвящено избыточное количество издаваемых книг, перед его "гением" преклоняются порой даже профессиональные историки, и это неправильно. Такое мнение высказали участники круглого стола Российского исторического общества (РИО), приуроченного к 210-летию взятия Парижа русской армией.

"На сегодняшний день, и это было особенно заметно, когда праздновалось 200-летие Отечественной войны 1812 года, историческая память - не только на уровне обыденного сознания, но и на уровне экспертного знания, то есть историков - прогнулась под тяжестью розовой наполеоновской легенды. <...> Достаточно вспомнить работы [историков] Тарле, Манфреда, Троицкого - разве не оттуда мы почерпнули этот <...> берущий за душу образ Наполеона?" - сказала старший научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН Лидия Ивченко.

По ее словам, постоянно растущий в стране поток книг о Наполеоне, особенно за последние 30 лет, наделяет его неким "символическим значением" для россиян, при этом историческая, мемуарная литература публикуется без необходимых научных комментариев, то есть без учета того, какие цели преследовал и насколько объективен был тот или иной автор книги.

"Надо сказать, что Наполеон существовал и до сих пор существует в сознании россиян, в их исторической памяти. <…> Он представляется не только как великий полководец, "эстетизирующий" все военное, но и как наследник идей Французской революции, и как - в последнее время - предтеча Евросоюза. То есть он является в разных образах и постоянно находит своих поклонников и почитателей", - признала Ивченко.

В наполеоновской мифологии, отметила эксперт, вообще нет места упоминаниям об успешных действиях русской армии и ее военачальников, подробного описания сражений, поскольку это не вписывается в пропаганду, войска Наполеона погибают на обратном пути из России "сами собой", от голода и холода. Председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года Виссарион Алявдин также назвал парадоксом то, что именно в России определенное количество вполне профессиональных историков находились и, к сожалению, еще и находятся в состоянии некоего пиетета перед нерушимой фигурой Наполеона.

"Есть некоторые мелочи, которые режут слух. Почему у нас все время армия тирана, агрессора Наполеона называется великой? <…> Во французском языке, как известно, и "великая", и "большая" - это одно слово, а у нас - два разных. Так пусть это была бы "большая армия", с этим никто не спорит, она и была огромная, большая. Но мы пишем, у нас все говорят, мы видим это в музеях - "великая", "великая", "великая", - сказал Алявдин.