Гончарова и артефакты XI века: Исторический музей открыл выставку "Дикое поле"

Топот тяжелых копыт монгольских лошадей, свист хазарских плетей и вой половецких стрел веками пугали людей, ведущих оседлый образ жизни. И сегодня, услышав слово "кочевник", в нашем сознании появляется скуластый всадник, от которого не стоит ждать ничего хорошего. Однако нельзя забывать, что кочевые народы так сплелись с российской культурой, что стали одним целым. Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Историческом музее докажет даже самому недоверчивому человеку, что и нем есть капля крови того самого наездника, прибывшего когда-то из далеких степей.

Гончарова и артефакты XI века: Исторический музей открыл выставку "Дикое поле"
© Российская Газета

"Дикое поле"- это бескрайние приазовские и причерноморские степи, расположившиеся по двум сторонам Днепра. Однако кураторы выставки решили использовать этот термин как метафору всех земель, чье население всегда перемещалось с места на место. Этот способ выживания отразился в культуре, быте и мировоззрении кочевых народов. В экспозиции можно познакомиться с их жилищем, утварью, национальной одеждой и другими древними артефактами из Третьяковской галереи, Пушкинского и Исторического музеев, а также Музея Востока и Кунсткамеры. А ещё здесь удастся увидеть, как художники на протяжении столетий открывали для себя смысл слова "кочевник".

Чтобы ответить себе на вопросы "Кто мы такие?" и "Как на нас повлияли кочевые народы?", необходимо войти в первое выставочное пространство. Сначала это будет непросто, ведь его звуки и предметы собраны дизайнерами и кураторами так, чтобы всколыхнуть в каждом из нас память предков, веками страдавших от набегов. Гортанные крики всадников, вой степного ветра, фигуры скуластых грозных наездников от бурятского скульптора Даши Намдакова и рой стрел над потолком напоминают о том непростом этапе нашей истории. В этом разделе выставки кураторы погружают нас в важнейшую часть жизни кочевника- войну.

В витринах соседствуют экспонаты разных эпох. Например, монгольский халат, подаренный Буденному, и боевой лук, когда-то преподнесенный Ворошилову, которые соседствуют с кинжалами 4-5 тысячелетия до н.э.

Изюминкой этой части экспозиции являются картины Николая Рериха, которые он создал в 1920-1930-х годах во время путешествия через Монголию. Он делал зарисовки обычной жизни кочевников, которые сегодня ценны как исторический источник. Обратите внимание на декоративные предметы в соседней витрине. Эти монгольские диковинки XIX века о точном назначении которых до сих пор спорят историки. Рерих привез их в качестве сувениров для домашней коллекции.

Каждый грозный воин когда-нибудь возвращается домой, поэтому следующая часть экспозиции погружает нас в мирную жизнь кочевых племен. Стены расписаны таким образом, что облака напоминают покатую крышу юрты. Словно небо над "Диким поле" - это один большой дом для всех его жителей. В юрте конца XIX века воссоздали древний быт, наполнив его предметами, которые кочевники подарили миру. Это шерстяное волокно, расписная посуда, седла и многие другие удивительные вещи, помогавшие выжить в степи.

Обратите внимание на каменного истукана, мудро поглядывающего на входящих. Это половецкое изваяние XI-XII веков изображает мужчину в шлеме, олицетворение культа воинов-предков. Когда-то он был объектом поклонения и возвышался над священными курганами вместе с другими статуями. Рассказы об этих древних каменных "бабах" произвели неизгладимое впечатление на "амазонку авангарда" Наталью Гончарову. В экспозиции можно найти ее картину "Соляные столбы", своими кубическими формами напоминающие те самые древние изваяния.

Осознав все богатство кочевой культуры, отправляйтесь изучать процесс интеграции кочевников в российскую среду. В начале выставочного зала вас встретят ханские ярлыки русским митрополитам, датирующиеся XVII веком. По мере ослабления ханского владычества представители кочевой знати становились частью российского дворянства. К примеру, княжеский род Юсуповых происходит от ногайского бия Юсуфа.

Получить образование и блестяще устроить свою жизнь удавалось даже людям без титулов. Так, художник Федор Калмык, автопортрет которого украшает выставку, родился в калмыцких степях в племени кочевников-торгутов. Талантливый мальчик был обучен живописи в Европе и стал по-настоящему популярен ввиду своего исключительного мастерства.

Отыскать в себе черты кочевника можно с помощью искусственного интеллекта, который превратит вашу фотографию в портрет представителя кочевого племени. А VR-очки позволят подробно осмотреть юрту под гортанные шаманские напевы и даже сыграть на национальных инструментах.

Увидев название выставки, сразу же представляется экспозиция, посвященная культуре и быту народов степи. Однако по мере осмотра экспонатов становится понятно, что это рассказ не о жизни кочевых народов, а о России. Стране, сотканной из сотни народов и именно этим прекрасной и сильной.