Дело разработчика информационной системы «Соцстрах» отправили на новое рассмотрение
Айтишника Николая Евдокимова сначала осудили на семь лет колонии, потом полностью оправдали, и вот теперь кассация отменила оправдательный приговор и отправила дело на новое рассмотрение.
Николай Евдокимов — один из главных бывших IT-специалистов Фонда социального страхования (ФСС). Если говорить простым языком, суть дела в следующем: Евдокимов работал в ФСС с 2003-го по 2009 год. Начинал обычным программистом, а закончил в должности замглавы одного из департаментов фонда. И до, и после работы в ФСС Евдокимов работал также в частной компании, которая в том числе разрабатывала ПО для Фонда соцстрахования. И вот, после увольнения из ФСС Евдокимов обратился в Роспатенет с просьбой зарегистрировать на эту самую компанию права более чем на 40 программ, которые создавались для ФСС. Прокуратура считает, что тем самым Евдокимов похитил у государства 666 с лишним миллионов рублей. Защита настаивает на том, что в Роспатент айтишник обратился только для того, чтобы закрепить за собой и коллегами авторство на эти программы. Свою позицию адвокаты Евдокимова подкрепляют тем, что в арбитражных процессах суд уже подтверждал, что исключительные права на эти 43 программы оставались за фондом. Говорит адвокат Николая Евдокимова Мария Зазирная:
Мария Зазирная адвокат «Одним из ключевых тезисов обвинения было то, что фонд якобы утратил возможность распоряжаться исключительными правами на зарегистрированные программы. Этот тезис действительности не соответствует, поскольку на протяжении десяти лет фонд успешно этими правами распоряжается, последовательно заключаются государственные контракты на сопровождение и модернизацию ЕИИС «Соцстрах».
Само уголовное дело в отношении Евдокимова было возбуждено еще в 2015 году. Ему вменили мошенничество в особо крупном размере. А это до десяти лет заключения. Правда, брать под стражу айтишника не стали, оставив под подпиской о невыезде. Свою вину программист не признал. В 2018 году дело впервые дошло до суда. Но судья вернула его прокурору из-за нарушений в обвинительном заключении. И приведенный следствием способ завладения имуществом «путем регистрации прав на программы» у суда также вызвал сомнения. После доследования повторный процесс стартовал в декабре 2022 года. Евдокимов вновь отрицал вину. Но суд в 2023 году счел вину Евдокимова в хищении доказанной и приговорил 56-летнего подсудимого к семи годам колонии общего режима со штрафом в 500 тысяч рублей. Евдокимов был арестован в зале суда. Защита обжаловала обвинительный приговор в апелляции. Принятое там решение оказалось диаметрально противоположным. И в том же году айтишник был полностью оправдан.
Теперь дело пошло на третий круг. Сторонние юристы, не зная материалов дела в деталях, не берутся комментировать конкретный процесс. Поэтому редакция Business FM спросила: может ли вообще регистрация авторских прав в Роспатенте считаться хищением? Комментирует партнер 2b law office Антонио де Гор:
Антонио де Гор партнер 2b law office «Регистрация программы для ЭВМ в реестре Роспатента не является обязательной и не носит правоустанавливающего характера. То есть данный реестр лишь фиксирует сообщаемые заявителем сведения, например, о принадлежности ему прав на определенное ПО, но содержание и достоверность таких сведений Роспатент не проверяет, и указание кого-либо в качестве правообладателя не является подтверждением того, что такому лицу в действительности принадлежат хоть какие-нибудь права на зарегистрированные программы. Сама по себе регистрация сведений в реестре Роспатента не может рассматриваться в качестве способа завладения имуществом, и одного этого факта для квалификации действий в качестве уголовно наказуемых явно недостаточно».
Сам Евдокимов на процесс в кассации не явился. По данным правоохранительных органов, он покинул Россию и был заочно арестован. Редакция Business FM направила запрос потерпевшему по этому делу — Социальному фонду России (это новое название ФСС после реорганизации и объединения с Пенсионным фондом России). Однако в пресс-службе ведомства сообщили, что, поскольку организации, о которой идет речь в деле, в настоящее время не существует, а руководство сменилось, то на вопросы Business FM там «ответить не смогут».