Олег Хлобустов: документы НКВД по «Катынскому делу» надо было рассекретить еще в середине 1950-х

Управление ФСБ по Смоленской области рассекретило архивные документы о преступлениях, совершенных нацистами на территории региона в годы Великой Отечественной войны. В их числе материалы о казнях поляков и фальсификации германскими спецслужбами «Катынского дела».

Олег Хлобустов: документы НКВД по «Катынскому делу» надо было рассекретить еще в середине 1950-х
© Свободная пресса

Архив включает справки, разведданные, спецсообщения контрразведки СМЕРШ, датированные 1944-1945 годами. Значительную часть документов составляют протоколы допросов поляков, которые служили у немцев в Смоленской области, судебно-медицинского эксперта Будапештского городского королевского суда Имре Сечоди, члена комиссии по расследованию убийства польских офицеров в Катынском лесу Болеслава Смектала и других причастных.

По представленному в обнародованном архиве свидетельству Имре Сечоди тогда же в Катынь выезжала экспертная комиссия, состоявшая из врачей и патологоанатомов Германии, Венгрии, Португалии, Швейцарии, других западных стран. В результате комиссия заключила, что расстрелы были совершены НКВД весной 1940 года. Советский Союз эти обвинения отрицал.

Эксперт Фонда национальной и международной безопасности, историк спецслужб, полковник КГБ в отставке Олег Хлобустов в беседе со «Свободной Прессой» напомнил, что в 1943 г. главным действующим лицом, ньюсмейкером стал главврач СС, который, собственно, и направил материалы в Международный Красный крест, подписал сообщение об обнаружении места массового расстрела поляков.

— Только после этого уже выступил Геббельс с соответствующим заявлением. Основной замысел был, во-первых, компрометация СССР как непосредственного участника, во-вторых, внесение раскола между советским руководством и находившимся в Лондоне польским правительством в изгнании во главе с Владиславом Сикорским.

«СП»: На этом месте действительно были захоронения?

— Были захоронения советских граждан, которые погибли в результате репрессий. И это же место использовалось для расстрела польских военнопленных. Поэтому там находились и советские визы, и немецкие. Соответственно и следы двух видов оружия.

«СП»: Когда начали искать правду в этом вопросе?

— В 1991 году я видел фильм Би-Би-Си, который показывали по нашему телевидению. В нем выступали заключенные из трех лагерей, где содержались поляки. Один вспоминает: всех расстреляли, я один остался. Второй то же самое говорит. И третий — тоже. Вопрос: прошло 47 лет на тот момент, как так можно было сохраниться? И потом не будем забывать, что в армии Андерса, которая была выведена в Иран, только военнослужащих насчитывалось порядка 25 тысяч. Поэтому тут есть не до конца выясненные обстоятельства относительно 1941-1943 годов.

«СП»: Что мешало предать это огласке раньше?

— Было у нас, к сожалению, такое отношение к истории Великой Отечественной войны, что далеко не все факты предавались огласке. Естественно, все документы НКВД, СМЕРШа имели секретный характер. После 1955 года, мне кажется, нужно было начать процесс рассекречивания отдельных материалов. А так получается, что те документы, которые опергруппы НКВД, СМЕРШ собирали по актам геноцида, не предавались огласке. И только через 80 лет на основании этих архивных данных начинается работа, вскрывают могилы, документируются факты геноцида. А ведь в 1950-х и последующие годы еще были живы свидетели.

«СП»: Такие документы рассекречивают для кого и для чего?

— История, с одной стороны, это учитель человечества. С другой, ее изучение необходимо для того, чтобы не повторять ошибок, заблуждений, даже преступлений, то есть для будущего. А ведь сегодня именно так и получается, что невыученные уроки приводят к повторению. Ведь был Нюрнбергский процесс для главных нацистских преступников, их осудили. Но ведь позиции сегодняшних европейских политических руководителей, государственных деятелей — это же неонацизм. Возьмите самую главную Конвенция ЕС о защите прав человека и основных свободах 1954 года — этот документ нарушается полностью. Мы откатились за небольшой период времени очень далеко. Тот же Йенс Столтенберг говорит, что НАТО готовило войну — это и есть те самые невыученные уроки истории. Все можно было остановить 25-26 февраля 2022 года.