Представители трех стран в комиссии по "катынскому делу" сомневались в ее выводах
МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Представители Франции, Дании и Швеции не были согласны с выводами организованной нацистской Германией международной комиссии по расследованию "катынского дела" о том, что польские офицеры и солдаты были расстреляны в 1940 году по решению советских властей. Это следует из показаний лаборанта, обер-ефрейтора германской армии Людвига Шнейдера, содержащихся в рассекреченных
ФСБ архивных материалах, с которыми ознакомился ТАСС.
Рассекреченные УФСБ по Смоленской области документы переданы в ОГКУ "Государственный архив новейшей истории Смоленской области" в рамках проекта "Без срока давности". Архив включает справки, разведданные и спецсообщения контрразведки Смерш, датированные 1944-1945 годами.
"На [итоговом] заседании выяснилось, что мнения членов комиссии различны. Так, представители Франции, Дании и Швеции заявили, что, по их мнению, можно лишь констатировать наличие преступления, однако виновников определить невозможно. Представители Финляндии, Дании и Швеции заявили, что, все же они считают доказанным, что расстрел поляков произведен русскими в 1940 году, несмотря на отсутствие достаточных научных данных. Остальные члены комиссии лишь поддакивали [главе комиссии профессору Герхарду] Бутцу и четко своего мнения не излагали. Несмотря на имевшиеся расхождения в мнениях членов комиссии, заключительный протокол подписали все", - вспоминал Шнейдер.
Он добавлял, что в частных беседах члены комиссии более откровенно выражали сомнение по поводу работ Бутца. "[Датчанин], делясь своими мыслями о работе комиссии, заявил мне, что все расследование производит на него удручающее впечатление и что результаты получились очень неубедительными", - отмечал Шнейдер. По его словам, члены комиссии прибыли в Смоленск из Берлина в конце апреля 1943 года на специальном самолете. Комиссия работала со 2 по 8 мая 1943 года. "Трупы уже заранее были подговлены, и ни члены комиссии, ни мы, сотрудники лаборатории Бутца, ни разу не присутствовали при вскрытии могил. Вследствие этого у меня создалось впечатление, что трупы эти были откуда-то привезены. <…> Внешний вид трупов и хорошо сохранившаяся часть обмундирования не могли свидетельствовать о том, что [они] находились в земле столь длительное время. На это обстоятельство отдельные члены комиссии обратили внимание еще до выяснения аналитических результатов", - говорится в показаниях.
Бутц, как вспоминал Шнайдер, утверждал, членам комиссии, что насаждения на могилах произведены три года тому назад, то есть до оккупации Смоленской области немецкими войсками. "В то же время представитель Франции в моем присутствии возразил, заявив, что флора производит впечатление более "молодой", и просил Бутца представить соответствующие доказательства. В ответ на это Бутц сослался на заключение германского армейского лесничего. Француз, не удовлетворившись ответом, предложил опросить местных жителей, однако Бутц отклонил это предложение. Его горячо поддержал представитель Венгрии, профессор Оршош, заметивший, что "этот вопрос не так важен в настоящее время", - добавил свидетель.
Представитель Швеции также заявлял, что "до сих пор имеются лишь доказательства совершенного преступления, но виновники не изобличены". "Председатель комиссии, швейцарец, пытался сгладить остроту положения, заявив, что "невероятна даже мысль приписать катынское преступление немцам". <…> Чувствовалось, что обстановка накаляется, но в это время был подан ужин и спор утих", - свидетельствовал Шнейдер.
"Катынское дело"
Название "катынское дело" произошло от Катынского леса у Смоленска, где в 1943 году в находившейся на оккупированной немцами территории нашли массовые захоронения расстрелянных польских военнопленных. Впервые об обнаружении захоронений в Катынском лесу в 1943 году заявил руководитель разведки германской группы армий "Центр" Рудольф-Кристоф фон Герсдорф.
Согласно представленному в обнародованном архиве свидетельству судебно-медицинского эксперта Имре Сечоди, тогда же в Катынь выезжала экспертная комиссия, состоявшая из врачей и патологоанатомов Германии, Венгрии, Португалии, Швейцарии и других западных стран. Их целью было освидетельствование тел польских военнопленных. В комиссию входили члены профашистских партий и организаций. Например, венгерский профессор Ференц Оршош, который в 1941 году выступал за запрет браков венгров с евреями или цыганами, а затем сотрудничал с командой оберштурмбанфюрера СС Отто Адольфа Эйхмана, известного как "архитектор холокоста".
В результате комиссия заключила, что расстрелы были совершены НКВД весной 1940 года. СССР эти обвинения отрицал. После освобождения Смоленска советскими войсками была создана комиссия Николая Бурденко, которая, проведя собственное расследование, заключила, что польские военные были расстреляны в Катыни осенью 1941 года немецкими оккупационными войсками. Это заключение было официальной точкой зрения в СССР и странах Варшавского договора до 1990 года, когда советское правительство признало ответственность НКВД за это преступление.
В 2010 году Госдума РФ выражала "глубокое сочувствие всем жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким". Также было указано, что в начале 1990-х годов "страна совершила важные шаги на пути к установлению истины в Катынской трагедии". Было признано, что массовое уничтожение польских граждан на территории СССР во время Второй мировой войны стало актом произвола тоталитарного государства, подвергшего репрессиям также сотни тысяч советских людей за политические и религиозные убеждения, по социальным и иным признакам.
Осенью 2023 года депутат от КПРФ Николай Иванов предложил отменить это постановление Госдумы как наносящее серьезный ущерб интересам и репутации России. Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ответ предложил сформировать рабочую группу во главе с вице-спикером палаты парламента Петром Толстым, включив в нее представителей всех фракций.