Войти в почту

В Москве принесли цветы к памятнику Петра Столыпина

В центре Москвы у Дома правительства отметили день рождения легендарного премьер-министра Петра Столыпина. К памятнику реформатора возложили венки.

В Москве принесли цветы к памятнику Петра Столыпина
© Российская Газета

День его рождения приходится на 14 апреля (по новому стилю), т. е. на воскресение, и поэтому мероприятие перенесли на понедельник.

Председатель Совета министров Российской империи Петр Столыпин стал жертвой покушения в сентябре 1911 года. Столыпин вместе с императором Николаем II прибыли в Киеве на оперу. Император был в отдельной ложе, Столыпин в зале. Во время второго антракта к премьеру приблизился молодой человек, выхватил браунинг и дважды выстрелил в упор.

Убийца был схвачен. Дмитрий Богров, юноша-киевлянин из богатой и уважаемой семьи: в роду сплошь именитые врачи, востребованные юристы, успешные домовладельцы. Учился в Мюнхене и Киеве. Какой у него был мотив убивать реформатора №1 России? Да практически никаких. По официальной версии, во время учебы в Германии увлекся идеями модных тогда революционеров, Кропоткина в частности. По возвращении в родной Киев вступил в революционное подпольное общество анархистов. Друзьям говорил, что "стал отчаянным неврастеником". Вскоре стал работать на полицию: сдавал товарищей, их судили, отправляли на каторгу. Зачем? Получал деньги, но, повторюсь, парень был из очень обеспеченной семьи, и не в чем не нуждался. Ну, разве что, в острых ощущениях.

Его истинные мотивы остались нераскрытым секретом истории.

На какое-то время Богров прекратил доносить на боевых товарищей-анархистов. Но в 1911 году вдруг заявился в "охранку", сказал, что в город приезжает император на торжества, посвященные открытию памятника Александру II. Готовится покушение. Чтобы выявить террористов, ему нужно попасть в театр на спектакль "Сказка о царе Салтане", куда пригласят царя.

Ситуация выглядит трагикомедией: полиция якобы поверила своему стукачу, выдала пропуск в театр. Так вооруженный юноша попал на оперу с участием первых лиц империи.

К личности царя никакого интереса Богров не проявил, целенаправленно выискивал Столыпина… Чем лично ему навредил Столыпин? А неизвестно. Уже из тюрьмы убийца написал родителям предсмертное письмо. Очень странное. Объяснил свой поступок утратой интереса к жизни. Буквально: ну проживу немного дольше, съем еще две тысячи котлет. Или не съем. Да какая разница? В общем, вроде как парень устал жить. И это в 24 года! Верить, или нет - сами решайте. Лично я - не верю. Человека использовали и устранили.

Столыпин умер от ран 5 сентября. Богрова казнили (повесили) по приговору суда уже 12 сентября. Тайну, кто его послал убивать Петра Столыпина, унес в могилу.

Раскрыть это преступление так и не удалось. Искать по римскому принципу "кому это выгодно?" занятие бессмысленное. Потому что довольно сложно найти тех из политических сил и элит той эпохи, кто бы не хотел смерти председателя правительства.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Революционерам в целом и эсерам в частности как кость в горле была столыпинская аграрная реформа. Россия - страна крестьянская. Кто завоюет сердце, душу и кошелек землепашца, тот и обретет реальную власть. Эсеры пользовались поддержкой крестьян, но их реформы - набор несбыточных лозунгов. А у Столыпина был реальный план экономических преобразований, которые обеспечивали России рывок. Эсерам конкурент был не нужен, они его приговорили.

Были и тайные силы, как отмечает автор исследований личности Петра Столыпина писатель и драматург Станислав Рыбас, в Россию тогда пришли большие деньги. В основном, из Франции, которая слыла "рантье Европы". Инвесторы пожелали получить политическое влияние, сформировали в нашем парламенте группы влияния. Все стало получаться, но тут - Столыпин. Премьер занял жесткую позицию: инвестициям - да, иноземному влиянию - нет.

Были и другие заинтересованные в устранении упрямого премьера. Как считает один из самых авторитетных историков спецслужб, ситуация "была многослойной". На какое-то время интересы революционеров, части политической элиты и полиции сошлись. И Столыпина не стало.

О том, что его рано или поздно убьют, Петр Аркадьевич знал. Пережил 11 покушений. Говорил брату: "Смерти не боюсь - это расплата за убеждения. Успеть бы сделать побольше… Времени мало, совсем мало. Каждый день - как последний".

Премьеру в сентябре 1911-го было всего 49 лет.