Анатомия вандализма: как атакуют варвары нашего времени

Недавно побывав в музее-заповеднике «Петергоф», я наблюдала такую картину: рабочие «латают» статую Венеры Медицейской. У подлинной скульптуры XIX века, находящейся недалеко от дворца Марли, какие-то негодяи отломали четыре пальца. Злоумышленники с большой вероятностью унесли их с собой. Меня эта история шокировала своей дикостью и бессмысленностью. Зачастую агрессия выражается не только в порче произведений искусства, но и в осквернении могил и святынь, в исковерканных сиденьях общественного транспорта, размалёванных надписями фасадах домов… Что движет вандалами и как борются со всеми формами разрушительного поведения правоохранители, мы расскажем в этом материале. Сражаются с шедеврами С самых древних времён существовали люди, которые самовыражались варварскими способами, нарушая общественный уклад и традиции, задевая чувства других, разрушая чужие творения и уничтожая культурные и материальные ценности. Довольно часто вандалы «отыгрываются» на произведениях искусства. Это происходит по разным причинам - идеологическим, религиозным, от желания привлечь внимание, при эмоционально лабильной психике и другим. Например, картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» не раз подвергалась подобным нападениям. Она получила неоднозначные отзывы сразу после создания в 1885 году. В чём только не «обвиняли» полотно Ильи Репина - от излишнего реализма до псевдоисторичности. И если одни просто критиковали, то другие видели свою жизненную миссию в том, чтобы прекратить существование произведения. В 1913 году посетители Государственной Третьяковской галереи услышали зычное: «Довольно крови! Долой кровь!» С этими словами старообрядец Абрам Балашов набросился на картину, исполосовав ножом лица царя и его сына. Удары были такими сильными, что лезвие застряло в перекладине подрамника. Сотрудники испытали настоящий шок: попечитель музея художник Илья Остроухов подал в отставку, а хранитель Егор Хруслов бросился под поезд. Илья Репин срочно приехал в Москву - вместе с реставраторами он восстанавливал картину. Сначала её приклеили на новый холст, а затем заново написали пострадавшие фрагменты. Спустя сто лет история повторилась: в 2018 году посетитель Игорь Подпорин взял столбик ограждения и трижды ударил им по раме и стеклу. В полиции свой поступок он объяснил несогласием с содержанием экспонируемого полотна. По его мнению, оно представляет русского царя безумным тираном. Шедевр Репина был повреждён. Для его реставрации в музее создали отдельное пространство, где произведение восстанавливали в течение четырёх лет. В феврале 2024 года в Санкт-Петербурге задержали 17-летнего подростка, который справил нужду на «Медного всадника», запечатлев свои действия на видео. Вскоре оно попало во Всемирную паутину. Автор рассказал, что сделал это ради эпатажа, не хотел никого оскорбить, а ролик изначально предназначался другу, а не на всеобщее обозрение. Всадник не ожил и не помчался по городу, преследуя вандала, как в известном произведении. Однако кадрами заинтересовались правоохранители. Парня доставили в отдел полиции, и возмездие за этот непристойный поступок свершилось - злоумышленник заплатил штраф. Подлый тренд В России участились атаки вандалов на братские могилы, Вечный огонь и монументы воинской славы. Осквернители святынь снимают на видео свои неприглядные поступки и выкладывают в соцсети. Сразу несколько вопиющих случаев глумления над памятью предков произошло за последние два года. В Петровске (Саратовская область) неизвестные закидали Вечный огонь на улице Ленина мусором. Ранее были пойманы трое молодых людей, справлявших естественную нужду на горелку Вечного огня в Ставропольском крае. Ещё один факт зафиксирован в Улан-Удэ - девушка прикурила от пламени у монумента Победы, а её спутница сняла происходящее на камеру мобильного телефона. Жительница Саратовской области, сидя на корточках на постаменте, демонстративно стряхивала в кратер звезды пепел от сигареты, позируя для видео. «Тиктокеры» в Екатеринбурге (парень и девушка) забросали снежками Вечный огонь на Московском тракте. Опять же всё ради видеоконтента. Взять хотя бы нашумевшую историю о том, как в Рязанской области три 11-летние подружки разорили более 30 могил. Местные жители, обнаружив поломанные памятники, перевёрнутые кресты и закрашенные чёрной краской фотографии умерших, сообщили об этом в правоохранительные органы. - То, что акты вандализма на российских кладбищах сегодня совершают дети, вполне объяснимо, - поясняет психолог Ольга Меженина. - Таким образом они хотят доказать своё бесстрашие. Это метод психологической атаки: подростки громят могилы, чтобы возвыситься над смертью. Но главная причина массового осквернения всё-таки в отсутствии воспитания, опирающегося на духовные ценности. Кроме того, кладбищенские «забавы», по мнению эксперта, можно рассматривать и как возможность поднять статус в группе сверстников. Они часто имеют характер соревнования: кто больше надгробий повалит, тот и крут. До последней капли… краски Граффити является языком молодёжной субкультуры и относительно безопасным проявлением девиантного поведения подростков. Чтобы определить влияние на общество стрит-арта, нужно понять мотивацию художника. Например, желание самовыражения через творчество - это искусство, а стремление к деструктивным действиям - вандализм. Любое изображение на здании, не согласованное с жильцами или владельцами объекта, относится к нарушениям, за которые пойманных авторов наказывают штрафом. Очистка домов от несанкционированного арта обходится управляющим компаниям в круглую сумму, её можно было бы потратить на полезные нужды. Следы антагонизма коммунальщиков и доморощенных художников можно найти везде: одни рисуют, другие закрашивают - из года в год, за слоем слой. Вполне очевидно, что это сражение будет длиться до последней капли краски у противоборствующих сторон. В отношении двоих молодых людей, связанных с арт-группой «Явь», возбудили уголовное дело из‑за граффити с надписью «Рашка», нанесённой чёрной краской на стену доходного дома Рошефора в Санкт-Петербурге в июне прошлого года. Это здание находится под защитой Комитета по охране памятников, поэтому уголовное дело завели по статье об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия. 18-летнего студента одного из арзамасских средне-специальных учебных заведений полицейские задержали по подозрению в нанесении граффити на фасады отреставрированных домов. В конце сентября прошлого года городская система видеонаблюдения зафиксировала, как двое неизвестных ночью пришли на безлюдную историческую улицу. Пока один из них стоял на стрёме, второй взобрался по водосточной трубе на крышу и в течение нескольких минут наносил на свежевыкрашенную белую стену большую синюю надпись. На эти действия стражам правопорядка пожаловался предприниматель, который обнаружил граффити на стене магазина, стоящего на улице Гостиный ряд, и оценил ущерб в 300 тысяч рублей. Творчество - это создание чего-то нового, оно в обязательном порядке предполагает изучение того, что было создано предшественниками. Возможно, у человека появится тяга к прекрасному, и стоит дать ему шанс раскрыть свой потенциал другим способом. Что говорит закон Статьёй 214 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в общественных местах. Она наступает с 14-летнего возраста. - «Отличившийся» может не только повергнуться штрафу, но и быть арестован на три месяца. Если акт вандализма совершён по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также в отношении какой-либо социальной группы, то УК РФ предусматривает более суровую ответственность - до трёх лет лишения свободы, - поясняет юрист Ирина Сенина. Правоприменительная практика знает случаи привлечения к ответственности и подстрекателей к совершению актов вандализма, что влечёт «утяжеление» ответственности, потому что преступление совершается группой. Информационные ресурсы, активно призывающие к деструктивным действиям, также могут быть наказаны. Если это СМИ, зарегистрированное в установленном порядке, то Роскомнадзор имеет право отозвать лицензию. Понятие «вандализм», обозначающее дикий, беспощадный грабёж, варварство, восходит к названию восточногерманского племени вандалов, разграбивших в июне 455 года Рим. Хотя они скорее вывозили ценности, чем уничтожали их. Многочисленные исследования показывают: большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет, пик приходится на 11-13 лет. Важной особенностью подросткового вандализма является наличие сообщников. С возрастом такие дети склонны к совершению более серьёзных преступлений. Граффити считаются проявлением деструктивного поведения, если художник своим творчеством пытается оскорбить, унизить или осквернить чувства людей. Нанесение рисунков с аморальным или оскорбительным содержанием на могильные, исторические, военные и культурные памятники - вандализм.

Анатомия вандализма: как атакуют варвары нашего времени
© МВД МЕДИА