Политолог Дмитрий Журавлев: Наказывать чиновников за отписки надо обязательно
Наказывать чиновников за отписки надо обязательно. "Российская газета" пишет об этом на 5-й полосе. Я как бывший чиновник знаю эту ситуацию с обеих сторон. Инициатива, в принципе, абсолютно правильная, вопрос только в механизме ее осуществления.
Хорошо, если в качестве доказательства повторной проверки гражданину не прислали еще одну злополучную отписку. Когда у вас в руках появляется чиновничий ответ, по нему чаще всего сразу понятно, рассказывает ли этот документ о каких-то действиях или не рассказывает. Второй вариант - это и есть отписка.
Просто надо понимать, что, как только мы переходим в область содержания, эффективность контроля за чиновником резко падает. Поэтому так важен институт по оценке этих самых отписок. Если письмо было, к примеру, спущено чиновником-руководителем ниже и пролежало на столе чиновника-подчиненного месяц без каких-либо продвижений - это уже нарушение закона о порядке рассмотрения обращений граждан. И проверить такую ситуацию довольно легко: надо просто посмотреть на компьютере, когда письмо пришло. Выходил ли ответ? Если нет - тогда чиновник должен быть наказан. В этом случае механизм контроля очень удобный. (Я, кстати сказать, застал время, когда вопросами контролирования подобных писем занимались строгие дамы, которые требовали от должностных лиц отчитываться за ответы гражданам.)
А вот если мы уже переходим непосредственно к содержанию, здесь сложнее что-либо доказать. Ведь отписка - это когда чиновники формально ответили: "Ваш вопрос прорабатывается". Можно даже что-то более красивое и многообещающее написать: "Уважаемый Иван Иванович, мы с Вами полностью солидарны, в ближайшее время приготовим проект решения, который позволит нам впоследствии решить Ваш вопрос". Как с таким текстом быть? Это ведь может означать и что чиновники действительно что-то начали делать, и что вообще не начинали и не собираются.
Благо сегодня при министерствах существуют общественные советы, которые могут проверить, был ли ответ. Но гражданину ведь от этого не стало легче. Разве только в том, что на него хоть как-то отреагировали, как на внешний раздражитель.
Я считаю, что нам для решения этой проблемы нужно министерство по контролю работы с обращениями граждан. Кстати, впервые постановление ЦК и президиума Верховного Совета об обращениях граждан было принято еще при Леониде Ильиче Брежневе. И по первости за нарушения серьезно карали. Проверки проводились с вопросом: "Тебе письмо пришло 29 дней назад, где ответ? Отсутствует? Вот тебе выговор". Но как-то это по-тихому сошло на нет.
Приходили ли мне лично отписки? У меня подобных ситуаций не возникало. Я все-таки бывший чиновник, государственный советник, мне сложно отписку прислать. Я ведь ответного письма писать не буду, а по телефону позвоню. Не все граждане имеют такую возможность, вот в чем проблема...
Куда жаловаться, если прислали письмо и ничего не пообещали сделать? На самый верх. Жалоба все равно спустится вниз, но с резолюцией. Если письмо приходит чиновнику неподписанное, он его воспринимает как тот царь из сказки: "Мое слово, сам дал - сам взял обратно". А вот если приходит с сопровождением из высших инстанций, чиновник, возможно, более ответственно к вашей просьбе отнесется.
Подготовила Елена Кухтенкова