Несмотря на обстрелы, в Луганске становится все больше цветов и детей
На минувшей неделе сотрудники "РГ" провели в Луганске фотовыставку - впервые на новых территориях. А на следующий день, только мы выехали из гостиницы, с Украины снова прилетело - впервые за последний год. Друзья, знакомые в эти дни часто спрашивали: ну как там сейчас в Луганске? Вот некоторые штрихи.
Пробки на дорогах
Середина апреля в столице ЛНР была чудесной. Солнечно, +27, цветут вишни, на деревьях появляется листва. После того как линию фронта удалось отодвинуть и украинская артиллерия сюда уже не добивала, город стали считать тыловым. И то правда, мирная жизнь в столице ЛНР потихоньку налаживается. Никогда за последние 10 лет я не видел в Луганске столько машин, появились пробки, которых здесь в жизни не было. Много беженцев - из Северодонецка, Кременной, Попасной. Много "понаехавших" - строителей, дорожников, военных. Много цветов и детей.
Разрушенных домов не видно. Город не просто жив - он хорошеет благодаря сотням рабочих, реставрирующих фасады зданий, высаживающих скверы, асфальтирующих дороги. Открыты кафе и рестораны, цирк, филармония и даже бильярдная. А вот Луганский театр осиротел: легендарный режиссер Михаил Голубович, друг нашей редакции, умер полгода назад. Теперь театр носит его имя. На афишах - "Леди Макбет" Лескова. А наискосок в кинотеатре "Русь" соперничают "Онегин" и "Мастер и Маргарита".
В центре города - мемориал "Борцам Революции", построенный в 1937 году. Его главный элемент - указ о награждении Луганска в 1924 году орденом Красного Знамени "за героические подвиги жителей во время обороны города от белогвардейцев". Рядом - фигуры большевиков Цупова и Пархоменко. Напротив - два британских танка Mark V, которые Красная армия когда-то отбила у белых. Местные шутят: любой европейский танк, пришедший на нашу землю, станет трофеем.
Девушки в весенних нарядах спешат на танцы. Мамы с колясками гуляют по зеленым улицам. Школьники торопятся на уроки. Нет, никто не забывает, что в сотне километров отсюда гремят бои. Но несмотря и вопреки луганчане налаживают нормальную жизнь, за которую так упорно сражались все эти годы.
Детский парк имени Щорса поразил: когда успели? На новеньких спортплощадках полно детей. Год назад я видел, как украинские военнопленные под надзором школьных учителей высаживали тут, у памятного знака "Погибшим детям Луганщины", катальпы, и на каждой крепили табличку с именем ребенка, погибшего от ракет, прилетевших "оттуда": Марина Леднева, Денис Погуляй, Денис Глущенко... Всего известны имена более 70 убитых деток, младшему было 27 дней. И вот ранняя луганская весна впервые сделала эти молодые деревья седыми, усыпав множеством белых цветов словно в знак безгрешности невинно убиенных.
Расцвел и парк Горького - крылатые ангелы зонтиками прикрывают сидящих на скамейках от дождя и солнца, писающий мальчик обозначает дорожку к бесплатному туалету. А у 10-метровой девушки с веслом вообще своя история: в 1935 году скульптор Иван Шадр изготовил ее для одноименного парка Москвы. Но отсутствие на девушке одежды возмутило москвичей, и в итоге ее от греха подальше решили вместе с веслом отвезти в далекий Луганск, а для столицы слепили новую, одетую. Именно отсюда и пошли по паркам СССР гипсовые девушки с веслом. Эту же обнаженную красавицу перед Великой Отечественной кто-то украл, и восстановили ее уже теперь.
Десять лет "Мест нет"
- Все в Луганске меняется к лучшему, кроме воздуха, - рассуждает фрезеровщик Андрей Стенченко. - Когда украинские орудия били по городу, встали заводы, с улиц исчезли машины и воздух стал чистым. А теперь опять задымился. Зато и работа появилась, и зарплаты подросли.
Набирает обороты металлургический комбинат; завод трубопроводной арматуры стал поставлять миллионы шаровых кранов как за рубеж - в Казахстан и Беларусь, так и в новые регионы для восстановления разрушенных теплосетей; остановленные из-за обстрелов с новой силой запылали печи завода ферросплавов.
Та самая девушка с веслом, которую из-за отсутствия одежды из Парка Горького в Москве сослали в Луганск. Фото: Игорь Черняк
Любая палка о двух концах: возвращается нормальная жизнь - растут и цены. "Это что ж такое - квартиры продают уже по 100 тыс. за метр?! - жалуются луганчане. - Это как в Ростове или Воронеже, где все тихо и спокойно". Говорят, военные сейчас получают весьма прилично, и многие из них желают осесть в таком уютном городе, на что никаких денег не жалеют. Горожанам, у которых зарплата в разы меньше, о таких деньгах остается лишь мечтать. Зато - хорошая весть - ипотеку тут теперь можно брать, как на всех новых территориях, под 2% годовых. Застройка пока точечная, но луганчанам уже пообещали: на очереди два жилых комплекса на сотни квартир. Местные берут ипотеку и на 20, и на 30 лет, - значит, уверены в будущем.
А вот с жильем временным, с гостиницами прямо беда. "Уважаемые москвичи, Луганск не резиновый", - шутят на ресепшен. На дверях гостиницы "Славянская" табличку "Мест нет" не снимают уже 10 лет. "Почему вы просто не повысите цены?" - спросил я директора Василия Леонова. Тот отрезал: "На войне наживаться нельзя". А вот огромные гостиницы "Октябрь" и "Луганьск" в центре города пустуют. Если в ДНР предприятия, хозяева которых убежали на Украину, быстро приватизировали, повесив таблички "Передано в собственность республики", то на Луганщине недвижимость беглых олигархов до сих пор была заморожена. И лишь недавно, по словам Леонова, принято решение о национализации.
Асфальтоукладчики, расширяя магистрали, работают в три смены. Нервно мятущиеся легковушки беженцев, грозно-громадная военная техника, грузовики и "газели" ремонтников - все это создает на трассах гремучую смесь. Днем я ехал мимо драмтеатра по улице с названием "Оборонная" - все было перегорожено, шли дорожные работы, а вечером не поверил своим глазам: машина мчала уже по шестирядной полосе, какой прежде тут не было никогда. Вообще дорогами в ЛНР могут гордиться. Коллега, который приехал в Луганск через Каменск-Шахтинск, что в Ростовской области (там колдобина на колдобине), недоумевал: так где же, если судить по дорогам, была война?
Ракета упала рядом со школой
Перед возвращением в Ростов возвращаюсь в гостиницу, у входа бойцы в камуфляже: трое с автоматами, а один с гитарой. Это давний друг нашей газеты с позывным Походный - известный в ЛНР бард Константин Шлямов, с первых дней военной операции добровольцем ушедший на фронт. Он - автор песни с запоминающимися словами: "В прифронтовом Луганске - прифронтовая жизнь".
И только подумал, что песня устаревает, поскольку ракеты теперь тут гремят редко, только отъехали от гостиницы - грохот! Уже потом узнал, что кроме этого прилета две британские ракеты ударили и по машиностроительному заводу. "Шесть взрывов мы услышали, что-то, наверное, сбили в воздухе, а затем рвануло рядом с вашей гостиницей и школой N5, туда с сиренами понеслись "скорые" и МЧС, - рассказывал мне позже Константин Шлямов. - Но уже через час я шел мимо парка, а там снова толпы детей играют как ни в чем не бывало".
И я понял: этот город ни за что не отдаст свою свободу. В нем не запугать даже детей.
Кстати
Где на новых территориях продолжают учить украинский?
В Минпросвещения России раскрыли долю школьников в новых регионах, которые в 2022/23 и в 2023/24 учебных годах выбрали изучение украинского языка как в рамках обязательной программы, так и факультативно.
В ДНР их число снизилось с 9160 чел. (5,9%) в 2023/24 году до 1509 чел. (1%) в 2023/24 году. Как предмет "Родной язык (украинский)" не изучается.
В ЛНР в 2022/23 учебном году украинский изучали 112 чел. (0,17%), в 2023/24 учебном году - 94 чел. (0,14%). Как предмет "Родной язык (украинский)" не изучается.
В Запорожской области в 2022/23 учебном году украинский изучали 18 182 чел. (47,23%), в 2023/24 учебном году - 17 648 чел. (43,41%). В том числе предмет "Родной язык (украинский)" - 5950 учащихся 1-4-х классов.
В Херсонской области в 2022/23 учебном году украинский изучали 11 198 чел. (62,4%), в 2023/24 учебном году - 12 287 чел. (61,47%). В том числе предмет "Родной язык (украинский)" - 3528 учащихся 1-4-х классов.