В этом году исполнилось 25 лет со дня смерти замечательного курского фотографа Геннадия Бодрова. В выставочном зале имени Малевича представлена коллекция работ мастера, а также награды, личные фотографии, статьи из российских и зарубежных СМИ. Любимые герои его сюжетов – простые куряне. Благодаря острому взгляду фотографа, умению в каждом кадре передать настроение его работы стали известны далеко за пределами России. Геннадий Борисович родился в райцентре Сольцы Новгородской области в 1957 году. Жил и учился в Курске. После окончания школы стал сотрудничать с курскими СМИ, работал руководителем фотокружка, ассистентом кинооператора, ведомственным фотографом. Затем – фотокорреспондентом газет «Хорошие новости», «Молодая гвардия», «Курский вестник», «Коммерсант». Фотографировал во Франции, Германии, США. В творческом багаже Геннадия Бодрова насчитывается 50 наград различного уровня. 14 февраля 1999 года Бодров был убит. В центре экспозиции – его портрет, сделанный за две недели до трагедии. – В работах Бодрова взгляд цепляет абсолютно каждая деталь, – говорит министр культуры Курской области Юлия Полетыкина. – Линии, свет, взгляд, случайность движений, глаза героев… В каждой видны и смысл, и глубина. Иногда можно встретить такое мнение, что, чем круче, дороже камера, тем легче получить интересный снимок. Но вы только взгляните на эти снимки. «Простой мотив» – именно так Бодров чаще всего характеризовал содержание своих фотографий. Но как по-особенному он видел и научил многих из нас видеть уникальность именно в простом. Материалы для экспозиции представлены членом Союза журналистов России, владельцем галереи современного искусства «АЯ» Олегом Радиным, лично знавшим Бодрова и его друзьями. Мы попросили именитых курских фотографов поделиться воспоминаниями о друге и коллеге. Говорили только о нём – Мы познакомились в начале 80-х, – рассказывает фотограф Георгий Гонголевич. – К тому времени я уже много слышал о Бодрове, хотел посоветоваться по поводу моих снимков. Мне показали Гену, я подошёл к нему прямо на улицы: «Вы Бодров?». Оказалось, что он живёт прямо через дорогу от моей лаборатории. Он зашёл ко мне, посмотрел фотографии, подсказал: «Ты недопроявляешь!». Совет был ценный: снимки сразу стали другими. Мы подружились. Геннадий стал бывать у меня в лаборатории. Его была совсем крохотной. Уму непостижимо, как он печатал там большие театральные фотографии. У него даже воды там не было – приходилось с кухни носить вёдрами. В поисках интересных кадров фотографы много путешествовали по стране. – Снимать было можно далеко не всё, – рассказывает Гонголевич. – Сюжеты на злободневные темы были под запретом. Кстати, почти все фотографы не раз побывали в милиции: снимали то, что нельзя. Но Гена умел подойти и сделать кадр незаметно. Снимки Бодрова можно рассматривать часами. Друзья вспоминают: на фестивалях, когда фотографы, общались, Геннадий обычно молчал. Приходится его тормошить: «Гена, ну покажи снимки!» Только тогда он доставал фотографии. И после этого все говорили уже только о его снимках. – Однажды в редакции «Молодой гвардии», где к тому времени мы работали вместе с Бодровым, ошиблись и под моим снимком указали: «Геннадий Бодров», – улыбается Георгий Алексеевич. – Я сказал редактору, что это мой снимок. Он извинился. А я отвечаю: «Для меня это большой комплимент. И гонорара не надо!» Взгляд от Бога – Гена обладал особым взглядом. Откуда он приходит? Наверное, от Бога, – говорит фотограф Александр Малахов. – С Геннадием Бодровым мы познакомились в середине 80-х. Он пришёл по заданию газеты «Молодая гвардия» снять фоторепортаж обо мне. Я занимался тогда дискотеками, был ведущим одного из известных курских дискоклубов. Геннадий пришёл ко мне домой, сделал фотографии рядом со стереоаппаратурой. В то время я жил на улице Луначарского, мой дом уже готовили к сносу. Соседний уже начали разрушать, мы вышли во двор, стали фотографировать уходящую натуру. Одна из фотографий представлена на выставке: двое молодых людей сидят во дворе полуразрушенного дома, а рядом – щенок. Когда Бодров делал эту фотографию, начинающий фотограф Малахов снимал его. На снимке он стоит с велосипедом. Через плечо – сумка с фотоаппаратом. В тот день Александр показал мэтру некоторые свои фотографии. – Кое-что ему понравилось, а что-то он раскритиковал, – вспоминает Малахов. – В то время я был ещё любителем. Бодров стал моим учителем. Многие его советы мне очень помогли. То, что было у него в душе, выражал при помощи техники. Любил широкоугольные объективы. Мы часто бывали на одних и тех же мероприятиях. Это были Дни города, а в 90-х уже и акции протеста. Вроде бы снимали одно и то же, но фотографии Гены отличались от того, что снимали другие. Он умел видеть мир по-особому, нестандартно. Это было свойство его души. Ради снимка мог полезть в самую неадекватную толпу. Уже в то время его работы продавались за границей. На свои гонорары он купил импортную фотоаппаратуру. Помню, он начал заклеивать название техники изолентой. Мне объяснил: «Чтобы не привлекать внимания». Может, он предугадывал что-то? В тот последний день я его встретил на Никитской. Спросил: «Куда ты спешишь?». Он ответил: «На съёмку венчания». Убийца ходил рядом Накануне убийства Бодрову позвонили и пригласили на подработку. – Звонили от моего имени, — рассказывает Георгий Гонголевич. – Телефона дома у меня не было, проверить было нельзя. Сказали: «Гонголевич просит тебя пойти. Только надо взять аппаратуру, там свадьба богатая». В понедельник мне позвонила мама Гены. Но в этот день мы сдавали газету в печать и перезвонить я не смог. Разговор состоялся во вторник. Тогда я про его исчезновение и узнал. Побежал в милицию. Заявления сначала принимать не хотели. Ведь свадьба! Мало ли где мог задержаться взрослый человек. Но я-то знал Геннадия. Называл его «фотомонах». Фотография – это вся его жизнь. Я побежал к начальнику милиции, все объяснил, он поднял всех на ноги. Вскоре коллеги увидели в комиссионном магазине фотоаппарат, принадлежавший Бодрову. Спутать было нельзя: его Canon был единственным в городе. Позвонили в милицию. Преступника задержали сразу, как только он пришёл в магазин, чтобы узнать, продали фотоаппарат или нет. В течение недели трое подозреваемых были задержаны по горячим следам. По их словам, они не собирались убивать Бодрова, хотели лишь забрать его фотоапаратуру. Но якобы словесная перепалка вывела преступников из себя, они избили и задушили Геннадия. По решению Курского областного суда убийцы фотографа Александр Паньков и Дмитрий Чешко получили 20 и 22 года колонии строгого режима соответственно, а их соучастник Михаил Володько – 1,5 года условно. Память о друге У друзей Геннадия Бодрова по сей день хранятся его снимки, негативы. – У меня осталась на память увеличительная линза, – говорит Георгий Гонголевич. – При помощи такой рассматривают негативы. Все эти годы Гена мне часто снился. Вижу, как он заходит в комнату, будто он живой. Я радуюсь и удивляюсь. Как это? Почему сказали, что ты умер? Но не могу запомнить, что он мне говорит. Лишь два года назад он перестал мне сниться. Через несколько лет после смерти Геннадия Бодрова, когда его мамы уже не было в живых, к друзьям Бодрова обратились специалисты галереи братьев Люмьер. Они просили отдать негативы. Фотографы решили передать часть негативов снимков. Пять лет назад в Центре фотографии братьев Люмьер прошла выставка работ Геннадия Бодрова. Самые авторитетные фотографы тогда признали: Бодров был одним из лучших художников конца XX века, отразившим то время. – Гена Бодров был очень скромным человеком, – говорит друг Геннадия фотограф Николай Рамазанов. – Снимал каждый день, как мы живём, без всяких прикрас. Он жил жизнью людей. На его фотографиях – старики, верующие, молодёжь… Жизнь во всём своём разнообразии. Геннадий умудрялся, не будучи в центре самого события, быть в центре. Его фотографии – это целая эпоха. Я не думаю, что ушедшая. Но эти фотографии – навсегда. Выставка в память Геннадия Бодрова будет работать до 15 мая. СПРАВКА «КП» С конца 1970-х Геннадий Бодров посылает свои работы на выставки. Принимает участие в большом количестве фотовыставок и конкурсов в СССР и за границей. Геннадий Бодров был более известен именно как мастер, избравший своим направлением социальную фотографию. В 2012 году школа фотографии Александра Лапина организовала конкурс памяти Геннадия Бодрова. Уже после смерти мастера его персональные выставки проходили в Государственной Думе РФ и в популярном арт-пространстве Винзавод в Москве. Через год после гибели Геннадия Бодрова Курская галерея «АЯ» начала собирать фотографии Геннадия Бодрова и снимки, связанные с его творчеством. С тех пор ежегодно 14 февраля в галерее «АЯ» проходит выставка памяти Бодрова. В этом году в шестой раз проводится конкурс социальной фотографии памяти Геннадия Бодрова, организаторами которой стали галерея «АЯ» и Курское региональное отделение Союза журналистов. Елена ГАМОВА Фото автора

Памяти Мастера
© Курская правда