Пропавшую картину Климта продадут на аукционе
В Вене выставят на торги картину Густава Климта «Портрет фройляйн Лизер». Полотно много лет считалось пропавшим, и аукционисты назвали его обнаружение сенсацией.
Когда в 1918-м Климт умер от последствий инсульта, осложненных испанским гриппом, «Портрет фройляйн Лизер» был не вполне закончен. Картину передали семье заказчика — видного промышленника Адольфа Лизера. На полотне изображена то ли его дочь Маргарита-Констанция, то ли племянница Генриетта-Амалия.
В последний раз портрет выставлялся в Австрии в 1925-м, потом пропал. С 1960-х, как заявляется, картина на законных основаниях у нынешних владельцев, которых аукционный дом im Kinsky не называет. Где находилась картина несколько десятилетий, неясно. Ее нет ни в одном списке ценностей, которые были экспроприированы нацистами и возвращения которых добиваются законные владельцы.
Каковы аукционные перспективы при таком раскладе? Рассуждает искусствовед, арт-менеджер и аналитик арт-рынка Михаил Каменский:
Михаил Каменский искусствовед, арт-менеджер и аналитик арт-рынка «Все крупные, значимые работы, которые вышли из-под кисти Климта, так или иначе, были связаны с вопросами реституции. Самая дорогая работа была продана за 94 млн в 2024-м на Sotheby’s, это без комиссий. Появление любого произведения Климта вне зависимости от того, известна или неизвестна судьба владельца, вызывает огромный интерес коллекционеров и колоссальный аппетит у людей, которые занимаются проведением аукциона. Чтобы такого рода сделки не срывались, уже сейчас наученные горьким опытом в столкновении с претензиями наследников юристы как владельцев таких загадочных вещей, так и аукционных домов, проводят предварительную работу, разыскивают наследников, если их можно разыскать, во избежание претензий заключают с ними предварительные сделки, которые подразумевают выплату компенсаций в случае удачной продажи. Но так как этот портрет, эта загадочная фройляйн, появилась в собрании нынешнего владельца где-то в 1960-х годах, а ее судьба до того покрыта мраком неизвестности, то утверждать, что она именно реституционная, то есть что она была конфискована представителями нацистских властей, что она была незаконно изъята, невозможно. Тем не менее представитель семейства, который сейчас владеет этой картиной, очевидно, из Австрии, предпочел действовать цивилизованным путем, найдя через юристов наследников этого семейства, такой контракт между ними существует, поэтому, я думаю, что эта работа будет продана дорого, скорее всего, это будет выше 100 млн долларов, наверное, никакого скандала за этим не последует, но сенсация гарантирована и с точки зрения культуры, и с точки зрения художественного рынка, это замечательная работа, хоть она и считается незаконченной».
Проверка провенанса работы экспертом аукционного дома не выявила никакого криминала. На обороте картины нет печатей ни Гестапо, ни кого-либо из арт-дилеров, вовлеченных в то время в оборот конфискованных художественных ценностей. В июне прошлого года еще одна из самых поздних картин Климта, «Дама с веером», ушла с молотка на Sotheby’s за 108 млн долларов.