За службу в Русской Америке пермяка наградили орденом и прибавкой к жалованью

В декабре 1800 года из Кунгура выехали четверо путешественников. Это были уполномоченный Российско-американской компании (РАК) Горновский и три молодых кунгуряка, которых он взял на службу: Столбов, Кротов и Хлебников. Они держали путь в сторону далекой окраины Российской империи - на Камчатку.

За службу в Русской Америке пермяка наградили орденом и прибавкой к жалованью
© Российская Газета

Камчатский шторм

Кириллу Хлебникову было тогда всего 16 лет. Его нынешние ровесники думают больше о развлечениях за родительские деньги и о том, как сдать ЕГЭ, а он в их возрасте отправился зарабатывать деньги. Причем не в теплом офисе, а в суровом малоизученном краю. Через три месяца Хлебников прибыл в Иркутск, а в августе, назначенный торговым агентом РАК, - на Камчатку. Здесь он провел 12 лет, разъезжая по стойбищам, скупая у местных жителей шкуры морских зверей и пушнину.

Приключения начались с первых дней. Еще когда Хлебников отплывал на Камчатку, их корабль "Константин" едва не потерпел крушение. Капитан ошибся в расчетах, судно попало в прилив и его основательно потрепало. Но все-таки на Камчатку юноша добрался.

Через несколько лет Хлебников встречал здесь первую русскую кругосветную экспедицию под командованием Ивана Крузенштерна. Расторопный приказчик компании снабдил ее необходимыми припасами.

В бытность на Камчатке Кирилл Хлебников много раз оказывался на краю гибели. Однажды корабль, на котором он плыл, налетел на огромного кита. Рассерженный морской великан со всей силы ударил по судну хвостом. Да так, что моряков страх охватил: потонут. Как-то Хлебников поехал с проводниками на собаках в одно из стойбищ. В пути их застала сильная вьюга. Путники углядели небольшую лощину, выкопали в снегу яму, завалились в нее. Оказалось, здесь протекает речка, и Хлебников с товарищами провалились в воду. Пришлось бегать в мокрой одежде в буран, чтобы согреться.

Служить за долги

В 1813 году Кирилл Хлебников приехал в Иркутск, где оставался целый год, набираясь сил для поездки в Санкт-Петербург, в главное правление РАК. Много времени он провел в постели, одолевая болячки, заработанные на Камчатке, в том числе радикулит, который мучил его многие годы. Оправившись от болезней, Хлебников поехал в столицу. По пути навестил родной Кунгур, пообщался с родственниками и друзьями.

А в Санкт-Петербурге Хлебников, ожидавший вознаграждения за службу, неожиданно узнал, что остался должен компании, причем долг исчислялся тысячами рублей. На него повесили многочисленные убытки РАК. Хотевший уволиться Кирилл Хлебников был поставлен перед выбором: или с него начнут взыскивать долги, или он примет должность правителя Новоархангельской конторы на острове Ситха, по сути, станет главным представителем компании в Русской Америке.

Практически вся деятельность РАК на Аляске зависела от расторопности Кирилла Хлебникова

Деваться Хлебникову было некуда, он согласился. Осенью 1816 года он отправился на судне "Кутузов" из Кронштадта на Аляску через Атлантический океан, пролив Дрейка и вдоль побережья Южной Америки. Через три года Хлебников получил письмо из Санкт-Петербурга, где сообщалось, что долги с него списаны. Желающих работать в далеком краю не находилось, и РАК всеми средствами удерживала там Хлебникова, тем более что он зарекомендовал себя как деятельный и порядочный служащий.

В одной из депеш ему писали российские начальники: "Ныне, когда долг ваш сложен, вы можете желать после срока контракта выехать. Но где же будет благодарность ваша за все то, что компания для вас сделала доброго?" Так что вернуться на родину Хлебникову не удалось.

Награды за усердие

Во всех документах Кирилл Хлебников подписывался купцом второй гильдии. На самом деле он принадлежал к мещанскому сословию. А поступал так для солидности и придания веса своей персоне. Компания любым способом пыталась удержать Хлебникова на Аляске, ему хотели присвоить чин титулярного советника, но мещанам такое звание не давали. Тогда был проведен ряд бюрократических процедур. Торговое общество Кунгура ходатайствовало о возведении Хлебникова в купцы второй гильдии. И в 1821 году он получил этот чин.

Кроме того, усердного служащего постоянно поощряли, очевидно, всячески стимулируя продолжать трудиться на Российско-американскую компанию. В том же году Хлебникову выписали "приз пять тысяч рублей", а вскоре увеличили жалованье. Дважды его награждали золотыми медалями "За усердие" от министра финансов Российской империи: сначала на Владимирской ленте, потом и на Александровской.

Хлеб от "гишпанцев"

В то время практически вся деятельность РАК на Аляске зависела от расторопности Кирилла Хлебникова. А работать там было очень непросто. Английские и американские торговцы-контрабандисты втихую скупали пушнину у местных жителей. Бороться с конкурентами было невозможно, так как в русских владениях Америки отсутствовали военные корабли. Кроме того, катастрофически не хватало продовольствия.

Сначала снабжение шло из Сибири. На телегах везли грузы к Охотскому морю, оттуда доставляли на Аляску. Это было очень долго и неудобно. Стали возить необходимое на кораблях из Кронштадта. Кстати, первое кругосветное путешествие русских моряков наполовину профинансировала РАК, так как на судах везли припасы. Но и этот путь оказался неэффективным.

Тогда начали закупать продукты в Калифорнии, у "гишпанцев". Переговоры с ними вел Кирилл Хлебников. Ему было поручено купить пшеницу, горох, сухое мясо, льняное масло и соль. "Употребите все средства к преодолению препятствий на покупку хлеба, кому найдете нужным - делайте подарки по вашему благоусмотрению", - говорилось в данной ему секретной инструкции.

Ко всему прочему, не сложились в Русской Америке отношения служащих компании с представителями церкви. Сначала РАК обращалась с просьбой в Синод присылать священников для "просвещения диких". Но потом это стало накладно, так как все расходы несла компания. Дальняя дорога, содержание, строительство церквей - за все платила РАК. Кроме того, прибывшие священники не подчинялись никаким властям и порой писали доносы на служащих в Петербург. В архиве Кирилла Хлебникова сохранилось письмо коллеги, который так характеризовал их отношения: "Одного двора собаки - ни дня не проживем без драки". Несмотря на это, одним из лучших друзей Хлебникова стал священник Иван Вениаминов. Он занимался этнографией, изучал местное население.

Директор компании

В 1832 году Кирилл Хлебников окончил службу на Аляске и на корабле "Америка" отправился в Россию. Ровно через год он прибыл на родину. В Санкт-Петербурге Хлебников продолжил писать свои воспоминания о Камчатке, о Русской Америке, о тех людях, с которыми пришлось работать. При этом он оставался в штате Российско-американской компании на должности правителя канцелярии. Между прочим, одно время это место занимал Кондратий Рылеев, известный впоследствии декабрист.

Кстати, после подавления бунта у одного из мятежников - флотского лейтенанта Завалишина нашли копию письма Хлебникову, после чего торговец попал в секретный список "Алфавит декабристов". Однако следственные органы ничего противозаконного в действиях Хлебникова не обнаружили и дело прекратили. А в 1835 году его выбрали содиректором Российско-американской компании. Одну из своих книг он отправил в рукописи для ознакомления Александру Пушкину. Но это было незадолго до смертельной дуэли поэта и ответа Хлебников не получил. Рукопись на время затерялась. Потом кто-то из книголюбов обнаружил пропажу в книжной лавке и ее напечатали под названием "Записки К. Хлебникова об Америке".

Скончался Кирилл Хлебников в 1838 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Справка "РГ"

Кирилл Хлебников состоял членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, членом Вольного экономического общества. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени, золотой медалью "За усердную службу" на Владимирской ленте, медалью "За усердие" на Александровской ленте.

Между тем

Свою личную библиотеку, включавшую около тысячи томов, Хлебников завещал родному городу Кунгуру. К сожалению, часть книг и документов растащили, многое оказалось утраченным. Сейчас почти все наследие Кирилла Хлебникова находится в Государственном архиве Пермского края.