Телефонные мошенники стали толкать россиян на поджоги
Во Владимире подозреваемую в поджогах машин девушку арестовали на два месяца. По версии следствия, ее обманули мошенники, которые сначала заставили взять кредит и перевести им деньги, а потом пообещали покрыть долг за поджоги. Девушка сожгла три автомобиля. Днем ранее в Ставрополе 64-летний мужчина бросил коктейль Молотова в здание военкомата. Предыстория та же: мошенники, кредиты, преступление. И такие новости приходят со всей России чуть ли не каждую неделю. Хотя точной статистики нет.
Посчитать, сколько преступлений было совершено по этому сценарию, пока не представляется возможным. Потому что примерно одни и те же действия могут трактоваться по-разному. Но даже из того, что доходило до СМИ, понятно, что дел, в которых фигурируют телефонные мошенники, кредиты и последующие преступления в виде поджога того или иного здания или объекта инфраструктуры, десятки, если не сотни.
Сценарий везде примерно один и тот же: жертве звонят мошенники. Сначала они заставляют собеседника перевести все имеющиеся у него деньги непонятно куда, потом уговаривают взять еще и кредиты или оформляют займы сами от его имени. А затем говорят, что для того, чтобы все вернуть, жертве нужно пойти и поджечь военкомат, здание администрации или трансформатор. И люди поджигают. И получают сроки. Причем они могут быть очень разными, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Кто-то где-то отделывается вандализмом, а кому-то светит и терроризм, а это уже совершенно другое наказание, там от десяти до 20 лет, особо тяжкий состав. В правоприменительной практике то, что подчас ограничивается вандализмом, статья 214-я Уголовного кодекса, где санкция не очень большая, может заканчиваться очень тяжелыми вещами. Представьте, бросили бутылку с зажигательной смесью в военкомат, военный объект, а если там люди, там в этот момент мог быть караул, кто угодно, то угроза жизни, здоровья — все, терроризм. И кто потом будет вспоминать, что человек сделал это из-за мошенников. Все-таки людям надо думать перед тем, как они что-то совершают».
Эти же действия могут расцениваться как хулиганство, порча имущества, поджог. Был даже случай с предъявлением обвинения в покушении на убийство. Всего по данным, озвученным министром внутренних дел РФ Владимиром Колокольцевым, с февраля 2022-го и по апрель 2024 года полицией были установлены 438 лиц, причастных к поджогам административных зданий, военкоматов и железнодорожных объектов. А генпрокурор РФ Игорь Краснов на заседании в Совете Федерации заявил, что число терактов в России в 2023 году выросло почти в 3,5 раза.
Многие преступники потом рассказывают о том, что они сами стали жертвами мошенников, но на решение суда это не влияет, говорит партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Безусловно, как смягчающее обстоятельство это не рассматривается, потому как судам с помощью правоприменительной практики надо показать абсолютную нетерпимость государства к таким проявлениям, как поджог госучреждений, поэтому никоим образом гражданам это не помогает и не спасает. Безусловно, их по-человечески жалко, но строгими приговорами власть должна показывать, что подобного рода вещи нельзя совершать ни при каких обстоятельствах».
И юристы в один голос говорят, что даже если жертва уже перевела все средства, оформила кредиты и так далее, но на этом этапе поняла, что это обман, ни в коем случае нельзя выполнять следующие требования преступников. Потому что лучше потерять только деньги, чем деньги и несколько лет свободы.