Войти в почту

"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

Как вы поняли, классическую пушкинскую историю переделали достаточно серьезно, хотя основной сюжет все-таки остался. Строго по канонам театра. Драматические действия короткие, а между ними длинные пластические (или танцевальные) номера. Номера эти разнообразные, динамичные, с огромным количеством метафор. План по метафорам и подтексту, в общем, перевыполнен на несколько сезонов вперед. Интересен подход к декорациям – центром притяжения является круг, обнесенный сеткой со всех сторон, отчего он становится похожим на ринг, посередине круглый стол, который в разных сценах выполняет функцию места сбора большой семьи, а в некоторых – что-то типа сатанинского алтаря. Оригинально подобрана музыка. В частности, спектакль начинается с аранжировок классических битловских треков из "Сержанта Пеппера" в русском народном стиле. Даже на некоторое время поверил, что "Битлз" – русская группа. Каждый характер прописан ярко и очень метафорично. И в этом и заключается самый спорный момент спектакля. Например, Шабашкин (секретарь Троекурова в исполнении Арсена Ханджяна) передвигается по сцене как герой мультика "Гадкий Я". Троекуров – яркий пример метафоричного самодура и так далее, сотрудники суда – с песьими головами и так далее. Каждый герой символичен и утрирован до невозможности. В общем, к середине первого действия у меня сложилось впечатление, что я смотрю вовсе не пушкинскую, а гоголевскую историю с этими гротескными персонажами. Троекуров в данной версии – типичный Ноздрев, Дубровский-старший, хоть и говорит о человеческом достоинстве, но больше напоминает образ Акакия Акакиевича. Для сатирика Гоголя такой подход – верен, для реалиста Пушкина – спорен. И в этом заключался главный диссонанс спектакля. Пушкин задумывал "Дубровского" как мелодраматический авантюрный роман, в котором символизм и гротеск не подразумевался. Тут же его прямо с перебором. В каждой сцене. Плохо ли это? Нет! Смотреть интересно, но вопросы остаются. Не лучше ли было в таком стиле поставить "Миргород" или "Мертвые души"? В общем, если вы поклонник классического сатириконовского стиля – спектакль для вас. Если вы хотите увидеть обычного Пушкинского "Дубровского" – то, наверное, вам не сюда. Пока сидел в зале, пришла в голову идея: измерять качество спектакля по простому параметру – в какой момент я первый раз посмотрел на часы. В первом действии – это была 58 минута, во втором – вообще не посмотрел. С учетом того, что спектакль продолжался почти 3 часа – очень неплохой результат. Но водить сюда школьников, которым в лом читать "Дубровского", наверное, не стоит. Во избежание дальнейших конфликтов с учителями. Не поймут учителя концепцию Якова Ломкина. Явно не поймут.

"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
© Ревизор.ru