Зодчий от Бога. 253 года со дня смерти Франческо Бартоломео Растрелли
29 апреля исполняется 253 года со дня смерти архитектора, гения елизаветинского барокко Франческо Бартоломео Растрелли. В рамках памятной даты Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге при поддержке Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Архитектурной мастерской Михаила Мамошина провел круглый стол "Зодчий от Бога. Храмы Растрелли в Петербурге" в Доме журналиста.
Рассказываем об итогах мероприятия и об удивительных фактах, которые вы могли пропустить в биографии великого архитектора.
Дискуссии круглого стола
Участие в круглом столе приняли представители архитектурного сообщества Петербурга и градозащитники. Шесть экспертов выступили с докладами, посвященными творчеству Растрелли. Модераторами стали секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева и доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ Надежда Акулова.
Специалисты обсудили основные этапы развития Петербурга и роль Растрелли в формировании церковного зодчества в Петербурге и характерного стиля деревянное барокко, а также обозначили актуальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются те, кто занимается воссозданием разрушенного духовного наследия авторства Ф.-Б. Растрелли.
Отдельно эксперты отметили тот факт, что все храмы Растрелли в Санкт-Петербурге дошли до нас в переделанном относительно изначальных проектов виде. В частности, над некоторыми из них работал архитектор В.П. Стасов. В этом контексте история Смольного собора и Колокольни Смольного монастыря, перспективы их развития в наши дни - это пример, не выбивающийся из общей традиции работы с наследием Ф.-Б. Растрелли в Петербурге.
После докладов состоялась дискуссия, посвященная воссозданию колокольни Смольного монастыря. Все однозначно признали, что воссоздание колокольни - сложный проект, а решение о его необходимости должно быть принято путем референдума, чтобы быть легитимным.
Фото: Пресс-служба Фонда СВОИК
О личности Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец - придворный скульптор и архитектор Людовика XIV Карло Бартоломео Растрелли - с ранних лет обучал сына мастерству. К.-Б. Растрелли стал одним из многих приглашенных в тот период в Россию художников. В 1715 году он подписал официальный договор о работе, в котором говорилось: "Растрелли обязуется ехать в Россию с сыном и учеником своим и работать три года во всех художествах и ремеслах…".
Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I в 1717-м и в строящемся городе на Неве отливал и пушки, и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться - ездил в Италию, Германию, Францию.
Расцвет творчества зодчего, работавшего в стиле барокко, пришелся на царствование Елизаветы Петровны. Его неповторимые творения - дворцы в Петергофе и Царском Селе. В Петербурге - Зимний дворец, дворцы Строганова и Воронцова и, наконец, ансамбль Смольного монастыря.
Сын - архитектор, отец - скульптор, дед - дворянин
В родной Флоренции род Растрелли был известным и весьма старым. Но дворянином дедушка известного архитектора стал лишь в 1670 году: на гербе Растрелли изображены кометы и две восьмиконечные звезды с золотой перевязью на голубом поле.
Есть основания полагать, что в юности Франческо Бартоломео обучался архитектуре, непосредственно участвуя в создании генерального плана Стрельны и в строительстве дворцов и павильонов Меншикова в Ораниенбауме. Кроме того, Растрелли получил богатый опыт на стройке первого Зимнего дворца и помогал отцу в подготовке конкурсного проекта здания Двенадцати коллегий. Вовлеченность архитектора в дела отца действительно была велика. После смерти Карло осталась незавершенная работа - памятник Петру I, сейчас он стоит у Михайловского замка. Сын попросил дозволения закончить проект отца, и разрешение было даровано. Так памятник увидел свет.
Первая самостоятельная работа Растрелли - в Петербурге
Первая самостоятельная работа Ф.-Б. Растрелли в Петербурге - дворец господаря Молдавии Дмитрия Кантемира на Греческой улице (современный адрес - Миллионная, 7; в 1879 году дворец был перестроен Карлом Рахау). Располагался он на месте нынешней Дворцовой набережной, что, разумеется, было весьма престижно. Главный фасад по проекту Растрелли смотрел на Неву, а парадный вход при этом был с Миллионной улицы.
Дворец относят к раннему петровскому барокко с явным влиянием североевропейской архитектуры - далеко не тот стиль, который в будущем прославит Растрелли. К шедеврам архитектуры дворец причислен не был и восторженных отзывов, кроме отзыва сына заказчика, Антиоха Кантемира, не получил.
"Граф Растрелли родом итальянец, в государстве российском искусный архитектор; за младостью возраста не так в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвенции его великолепны в украшении, вид здания казист; словом, может порадоваться око в том, что он построил", - писал А. Кантемир.
Трудности с заказчиками
В 1730-е годы талант Растрелли отметил и пригласил для реализации своей задумки герцог Бирон, являвшийся тогда фаворитом императрицы Анны Иоанновны. Для будущего правителя Курляндии архитектор построил Рундальский дворец на территории Курляндии (сегодня - территория Латвии), а когда Бирона избрали великим герцогом, спроектировал и начал возводить дворец в Митаве.
Позднее, когда Бирона обвинят в попытке государственного переворота, строительство Митавского дворца заморозят. В этот период за связь с обвиняемым под подозрение попадает и сам Растрелли. Его хотели даже арестовать за казнокрадство, однако по итогам проверки выяснили, что за работу на Бирона он практически не получил обещанной платы.
Среднерогатский дворец: уникальная постройка, которую не восстановили
Удивительной по своей простоте постройкой авторства Растрелли является Среднерогатский путевой дворец для отдыха царской семьи на пути в Царское Село. Свое название дворец получил из-за того, что на близлежащей территории находилась сторожевая будка с караульными и шлагбаум, который тогда назывался рогаткой (сегодня это территория площади Победы).
Первый и второй дворцы здесь были деревянными, а в 1750 году Елизавета повелела Растрелли построить примерно там же капитальное каменное сооружение. Дворец был одноэтажным, имел большой зал и пятнадцать комнат. Внутреннюю отделку сделали без излишней роскоши - несмотря на изящную лепнину в интерьерах, стены были оклеены бумажными голландскими обоями. Из Царскосельского дворца сюда перевезли бронзовые подсвечники для комнат и три зеркала.
Дворец пережил много изменений, а в 1971 году был снесен - он не вписался в проект современной площади Победы. Здание было обмерено, резные белокаменные капители фасада демонтировали и сохранили. Несмотря на планы по дальнейшей постройке точной копии дворца, воссоздавать его не стали.
Отставка и закат карьеры великого архитектора
Барокко, достигнув своего наивысшего расцвета, угасает еще при жизни Растрелли. В искусстве завоевывает позиции классицизм. Личная неприязнь императрицы Екатерины II, ее стремление отделаться от архитектора, его гордость приводят к отставке и отъезду Растрелли из России. Отпуск оформляется в 1762 году, в 1763 году Растрелли уволен по высочайшему указу с формулировкой "в рассуждении старости и слабого здоровья", в августе 1764 года Растрелли с семьей покидает Россию.
Однако связь с Россией архитектор поддерживал вплоть до 1770 года, когда Российская академия художеств по его просьбе принимает его почетным вольным общником. Последнее письмо в академию пришло из Рима в 1771 году, после чего связь с Растрелли прервалась.
В 1776 году в России побывал польский магнат граф Игнатий Потоцкий, приобретший коллекцию чертежей, эскизов и рисунков Растрелли, всего 301 документ. В 1932 году коллекция попала в Варшавскую национальную библиотеку, где хранится по сей день.