Рыбинск: город, дававший энергию Москве

Здесь заработали моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы (сейчас ПАО "ОДК-Сатурн"), завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин и другие. В 1936 году началось строительство гидроузла Рыбинской ГЭС. Вряд ли кто-то тогда предполагал, что достроенная к началу войны менее чем наполовину Рыбинская ГЭС сыграет важную роль в энергоснабжении Москвы, к которой рвались фашисты. А созданные на местном судостроительном заводе легкие бронированные катера, способные проходить над подводными минами, внесут большой вклад в разгром немцев на Волге под Сталинградом.

Рыбинск: город, дававший энергию Москве
© ТАСС

Неопровержимые доказательства

Принято считать, что в первые месяцы после начала войны, когда фашистская армия стремительно наступала, в стране повсеместно якобы царили безвластие и хаос. Однако это полностью опровергают документы, предоставленные мне в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Так, 23 июня 1941 года в Ярославской области было объявлено военное положение, что повлекло за собой принятие множества мер, в том числе по охране стратегически важных объектов, правопорядка и так далее. На военные рельсы начали перестраиваться промышленные предприятия города.

В Рыбинске организовывались госпитали, принимавшие раненых. В город было эвакуировано несколько военных училищ, в том числе танковое училище из Пушкина Ленинградской области. Важное значение для снабжения фронта и эвакуации в тыл имел железнодорожный узел города, работавший практически бесперебойно все военные годы. Жители Ярославской области вышли на строительство оборонительных сооружений по линии Углич — Мышкин — Рыбинск на случай прорыва немцев в северо-восточном направлении из района Калинина (Твери).

В первые же недели после начала войны в Ярославской области проводились мероприятия по маскировке, строительству бомбоубежищ, созданию постов воздушного наблюдения, оповещения и связи и ликвидации последствий авианалетов во взаимодействии с пожарной охраной и санитарными службами. Создавались дополнительные аэродромы, которые, согласно архивным документам, должны были быть сданы в эксплуатацию 1 августа 1941 года. Вряд ли столь масштабная деятельность была возможна в условиях "паники и безвластия".

Немецкая практичность и русский характер

Перед началом войны строительство Рыбинской ГЭС шло по плану. "К 1941 году были построены плотины, закрыты створки шлюзов и начало наполняться Рыбинское водохранилище. Уже открылось судоходство. 17 мая 1941 года начали работать наши шлюзы, что впоследствии сыграло важную роль в снабжении блокадного Ленинграда", — рассказывает заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова.

Рыбинский гидроузел уникален: он находится одновременно на двух реках — Волге и Шексне. На Волге расположены плотина и шлюз, а сама гидроэлектростанция — на Шексне. К периоду, о котором идет речь, плотина и шлюзы были готовы, но ГЭС еще не достроена. Уже поставили остов здания, вырыли котлованы под турбины, начинался их монтаж, но не было крыши. Турбины делались в Ленинграде на заводе металлических конструкций, они были высотой с девятиэтажный дом и диаметром 9 м. Всего должно было быть шесть турбин. К началу войны привезли две для монтажа, остальные еще должны были сделать в Ленинграде.

"В тяжелейших условиях, под дождем и снегом, на морозе монтировались эти две турбины. Была запущена одна турбина, и Рыбинск дал первый ток Москве 18 ноября 1941 года, — продолжает Оксана Гожалимова. — Вторая турбина начала работать в феврале 1942 года". Всю войну энергетики Угличской и Рыбинской ГЭС работали на станциях. За доблестный труд в 1945 году 56 человек были награждены медалями "За оборону Москвы". "Это можно назвать уникальным случаем, потому что люди не покидали территорию Ярославской области, но их вклад в оборону столицы было трудно переоценить", — отмечает историк.

Война — это не только боевые действия, но и противостояние характеров и менталитетов. Иллюстрацией этого могут быть случаи с Рыбинской и Волховской ГЭС. Немцы в надежде занять северо-западные территории СССР в первые годы войны не бомбили станции, надеясь их использовать. Рыбинская ГЭС, несмотря на ее очевидное военно-экономическое и стратегическое значение как с точки зрения электроснабжения Москвы, так и работы оборонной промышленности в целом, стала одним из немногих крупных объектов города, который не был поврежден.

Как ни парадоксально, но в этом заслуга не только советских ПВО и летчиков, защищавших небо над Ярославской областью. Есть данные, что определенную роль здесь сыграли разногласия в военном руководстве Германии. Министр вооружений Рейха Альберт Шпеер неоднократно настаивал на бомбардировке верхневолжских электростанций перед руководством люфтваффе при определении целей воздушных налетов и в 1943-м, и даже в 1944 году. Тем более что каскад Верхневолжских ГЭС строился с немецкой помощью, и немецкие специалисты, отмечал Шпеер, обладали технической документацией для их восстановления. Однако в этом вопросе ему противостоял командующий люфтваффе Герман Геринг, который считал более важной бомбардировку военных заводов.

В полную силу Рыбинская ГЭС заработала в 1956 году, когда были установлены все шесть турбин. "На мой взгляд, самой ценной для нас является третья турбина, установленная в 1946 году. Ее делали в блокадном Ленинграде. Когда я рассказываю про это, слезы наворачиваются, потому что совершенно непонятно нам сегодня, как в тяжелейших условиях блокады голодные люди ходили на работу и делали такое сложное, точное и надежное оборудование", — рассказывает Оксана Гожалимова. "А еще известно, что, когда в Ленинграде звучал сигнал воздушной тревоги, рабочие не уходили в бомбоубежище, а прятались в турбину, будучи уверенными в ее прочности", — добавляет она.

Рыбинский характер

В октябре 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве и была неопределенность на других фронтах, решено было эвакуировать в Уфу Рыбинский моторостроительный завод. Эвакуация станков и оборудования прошла за 10 дней. Всего загрузили и отправили в тыл 3 тыс. железнодорожных вагонов и 25 речных барж. Вслед за оборудованием к новому месту жительства в Уфу отправились работники завода с семьями. Большинство добиралось водным путем — по Волге и Каме, часть с эшелонами. Из-за нехватки места люди везли с собой только самое необходимое.

В Уфе на отведенной площадке день и ночь при сильном морозе шла разгрузка железнодорожных составов и монтаж оборудования на новом месте. По воспоминаниям сотрудников предприятия, "под открытым небом срочно делали черновые полы и станки расставляли по плану будущих цехов, самолетами разыскивали вмерзшие баржи с оставшимся оборудованием, вывозили его на автомашинах, чтобы закрыть пробелы в линиях цехов на новых площадях". Строили деревянные бараки, землянки, ставили палатки с обогревом, так как разместить в имеющемся жилье всех эвакуированных за счет уплотнения местного населения было невозможно.

"Фактически рыбинцы построили моторный завод, который сейчас называется "Уфимский моторный завод". Он ведет историю от нашего предприятия", — отмечает Гожалимова, добавив, что уфимцы до сих пор отдают должное упорству и трудолюбию людей с "рыбинским характером".

Через некоторое время, когда враг был разбит под Москвой, моторостроительный и его люди вновь вернулись в родной город.

Спички для Ялтинской конференции 

Безусловно, моторы, катера, мины и снаряды чрезвычайно важны на войне, однако тыл давал фронту не менее нужные важные вещи — саперные лопатки, финские ножи, лыжи. Очевидно, что армия не могла воевать без еды, одежды и обуви. Огромный вклад в обеспечение армии сапогами внесли работники Рыбинского кожевенного завода им. Ленина, где был разработан метод выделки кожи, который позднее получил название "рыбинский". Благодаря этому методу процесс дубления сократился с 45 до 10 дней. В 1946 году главному инженеру Виталию Александрову — изобретателю этого метода, присвоили Сталинскую премию третьей степени, а его "рыбинский метод" стали применять на всех предприятиях страны, изготовляющих жесткие кожи.

Рыбинск давал стране и фронту самую разную продукцию. Например, на спичечной фабрике города, помимо спичек, изготавливались запалы для коктейля Молотова. "Кстати, именно на нашей фабрике были изготовлены сувенирные спички для Ялтинской конференции 1945 года. Мы точно знаем, что британский премьер-министр Уинстон Черчилль раскуривал свои сигары с помощью наших спичек", — рассказывает замдиректора рыбинского музея. "То есть мы смело можем говорить о том, что рыбинцы дали прикурить Черчиллю?" — уточняю я. "Определенно", — смеется историк. 

Вклад в Победу

О жизни каждого тылового города в годы войны можно рассказывать бесконечно. Помимо промышленных предприятий, в них работали госпитали для раненых и больницы для гражданского населения, школы, детские дома и театры.

Артисты Рыбинского драматического театра гастролировали на фронтах, как и их коллеги из Театра кукол, одного из лучших в стране. Каждое выступление актерских фронтовых бригад поднимало дух бойцов на передовой. Солдаты знали, кого они защищают, и были благодарны труженикам тыла. Одним коротким предложением заслуги тружеников тыла описал маршал Георгий Жуков: "Тыл — это половина Победы, даже больше". Он отлично знал, о чем говорил.

Оксана Полищук

Ранее на нашем сайте вышли материалы о Волхове, снабжавшем энергией блокадный Ленинград, Вологде, где строились для Победы железнодорожные составы, Кирове — городе, который приютил заводы, и Ярославле, который давал шины фронту и тылу.