Схождение Благодатного огня: история, церемония, легенды
Ежегодно накануне православной Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме верующие ожидают схождения Благодатного огня, являющегося символом воскресшего Иисуса Христа. В 2024 году это событие должно произойти 4 мая. Рассказываем о церемонии встречи огня и попытках объяснить его происхождение.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (официальное название — храм Воскресения Христова) — главная святыня и место паломничества всех христиан. Он находится в Старом городе Иерусалима на месте, где, согласно преданию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Храм был освящен в 335 году, он неоднократно перестраивался. В течение веков различные христианские конфессии оспаривали право его использования, лишь в середине 1800-х годов между ними было достигнуто согласие. Сегодня храмом совместно владеют и управляют армянская, грекоправославная, католическая, коптская, сирийская и эфиопская церкви. Его главой является православный патриарх Иерусалимский (с 2005 года — Феофил III).
Храм представляет собой комплекс построек. Одна из них — Кувуклия (с греч. — "опочивальня"), небольшая часовня, в которой находится сам Гроб Господень, каменное погребальное ложе Христа. Над ним висят 43 лампады — по 13 православных, католических и армянских, а также четыре коптских. В обычные дни горят только некоторые из них, а в большие праздники зажигают все. Именно в Кувуклии над Гробом Господнем происходит схождение Благодатного огня (Святого света).
Первые упоминания об обряде встречи Благодатного огня
Обряд встречи огня проводится в храме Гроба Господня предположительно с IV века. Ряд исследователей считают, что в его основе лежит древний иудейский обычай каждый вечер благодарить Бога за созданный им огонь при зажжении светильника. Для христиан свет лампады стал напоминанием о Христе, который называл себя "Светом миру" (Евангелие от Иоанна).
Согласно рукописям древних богословов, в том числе Григория Нисского (IV век), первым свидетелем появления нерукотворного Света был апостол Петр. Ночью после воскрешения Христа он вошел в гробницу и увидел сияние, исходящее от пустого гроба. Самые ранние дошедшие до нас упоминания о схождении "чудесного огня" и описания соответствующего обряда относятся к IХ веку. В числе наиболее значимых документов Латальская рукопись Иерусалимского канонаря. На русском языке "иерусалимское чудо" впервые было описано в ХII веке игуменом Даниилом.
Имеется множество и более поздних источников. При этом специалисты указывают на противоречивость данных и отсутствие сведений об истории обряда.
Как проходит церемония в наши дни
В ночь накануне церемонии в Кувуклии (и во всем храме) гасят свечи и лампады, на погребальном ложе Иисуса раскладывают вату. После этого местная полиция осматривает часовню и опечатывает ее.
Церемония проводится днем. Сначала процессия священнослужителей, возглавляемая патриархом Иерусалимским, проходит по местам, связанным с последним днем земной жизни Иисуса Христа, затем три раза обходит вокруг Кувуклии. У всех в руках по 33 свечи (возраст Иисуса Христа). Остановившись у входа, с которого предварительно сорвали печать, патриарх снимает верхние одежды и остается в одном подряснике, чтобы все могли убедиться, что у него нет ничего, чем он смог бы зажечь огонь. Войдя в Кувуклию, он читает молитву, и через некоторое время, по свидетельствам очевидцев, храм озаряется всполохами, которые усиливаются, и вскоре все пространство озаряется ярким светом.
В самой Кувуклии патриарх с помощью ваты зажигает от сошедшего Огня лампады и свечи. Затем он выходит из часовни и благословляет верующих, которые по цепочке от его свечей зажигают свои. Благодатный огонь также получают представители христианских церквей разных стран. По словам верующих, первые несколько минут Огонь не обжигает, и многие "умываются" им.
Церемония транслируется по телевидению.
Поверья и легенды
Считается, что день, когда Благодатный огонь не сойдет, ознаменует конец света. Однако официальные представители церкви подчеркивают, что в "Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы".
Согласно одной из легенд, в 1578 году право провести обряд было передано представителю армянской церкви. Однако во время службы Благодатный огонь сошел не в Кувуклию, а в одну из трех колонн у входа в храм, где стоял патриарх Греческой православной церкви. Эта рассеченная Огнем колонна сохранилась до сих пор, в расщелине верующие оставляют записки с мольбами о помощи.
Также известна история о запрете входить на территорию храма молодым арабам-христианам. Такое распоряжение издал в годы британского правления Палестиной (в 1922–1948 годах по мандату Лиги Наций) английский губернатор, недовольный их слишком шумным поведением. Из-за этого Огонь долго не появлялся и сошел, лишь когда арабам разрешили войти.
Попытки объяснения происхождения огня
На протяжении веков как христиане, так и представители других церквей пытались опровергнуть "чудесное" появление Огня. Так, высказывалось предположение, что в куполе Кувуклии прячут зажженную свечу, рассчитав время ее горения. От нее протягивают тонкие цепочки, натертые эфирным маслом (многие эфиры горят холодным огнем), к лампадам над Гробом Господнем. Таким образом пламя от свечи, поджигая масло, распространяется по всем лампадам. По другой версии, огонь зажигают от лампады, скрытой за иконой Воскресения Христова у Гроба Господня.
Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Однако некоторые священники указывают на то, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу молитвы, совершаемой над ним (как и в случае святой воды во время праздника Крещения). В этой связи церковь призывает верить в "благодать Святого света", а "не искать чуда, поскольку это — признак духовного заблуждения и праздного любопытства".
ТАСС-Досье