Николай Валуев разбирался, кто организовал банду «ЗИГ-ЗАГ» в блокадном Ленинграде
В мае 1942 года в Ленинграде были пойманы участники преступной группировки, которая промышляла поддельными продуктовыми карточками. Они получили и перепродали тонны хлеба в голодающем городе. Николай Валуев в новом выпуске «Исторического детектива» разбирался, кто организовал банду. «1942 год. Ленинград. Блокада. Зима. Вдруг к директору одного из магазинов приходит молодая женщина и просит отоварить сразу 726 детских продуктовых карточек, то есть даме требовалось больше 200 килограммов хлеба, почти 300 «кирпичиков», –рассказал Валуев. На следующий день ее задержали. На допросе женщина заявила, что такое невероятное количество детских карточек она выменяла на рынке на ценные вещи своих умерших родственников: картины, одежду, антикварную мебель. Конечно, не за один день.
«Это была самая настоящая организованная преступная группа, которой руководили люди, которые не относились к разряду каких-то громил, убийц. Нет, это были люди, можно сказать, близкие к элите воровского мира довоенного, которые занимались как раз таки схемами», – рассказал историк Глеб Таргонский.
Основу для бланков продуктовых карточек получали на Бумажной фабрике «Гознака». Печатали в лучшей типографии города. Но следователи все-таки заподозрили, что возможна подделка.
«Карточки защиты сильно не имели. Дело в том, что на всех карточках использовался стандартный шрифт, который использовался во многих типографиях», – рассказал старший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Станислав Бернев.
Вскоре была задержана еще одна подозреваемая, дома у которой сотрудники милиции обнаружили целый склад: хлеб и консервы, конфеты и сахар, золотые украшения и меха. Стоял в квартире и простейший печатный станок с вырезанными из резины штампами. Кроме того, там были пачки листовок с нацистской символикой, подписанные «ЗИГ-ЗАГ».
О том, кто и как вербовал участников преступной группы и какие на самом были у нее цели, расскажут Николай Валуев и эксперты.