Войти в почту

Каслинские мастера сумели сохранить старинные технологии чугунного литья

У чугунного литья из города Касли колоссальная узнаваемость - это один из российских брендов. Несмотря на это, есть тревога за промысел: сохранится ли? Уж больно инородно в век поточных линий выглядит штучное производство.

Каслинские мастера сумели сохранить старинные технологии чугунного литья
© Российская Газета

"Россия" не продается

Удивительно, но музея каслинского литья раньше на родине промысла не было. И вот около двух месяцев назад он открылся в одном из первых в городе каменных строений. Здесь когда-то размещалась школа мастеров художественного литья, хотя завод, основанный в XVIII веке у месторождений формовочных песков, поначалу выпускал лишь кровельное железо, а во время войны с Наполеоном - ядра и гранаты. Смена тематики произошла стараниями управляющего Григория Зотова - именно он в 1823 году привез из Неметчины образцы чугунных рамок, ваз, подсвечников, кабинетной скульптуры и даже мебели.

Далее, как рассказывает научный сотрудник музея Екатерина Грачева, предприятие начало сотрудничать с лучшими скульпторами и художниками того времени, в том числе с Михаилом Канаевым, Николаем Бахом, мастерской Петра Клодта. Непревзойденной вершиной был и остается чугунный павильон из 1500 деталей, выставлявшийся на Всемирной выставке 1900 года в Париже вместе со скульптурой "Россия", отлитой по модели Николая Лаверецкого. Президент Франции Эмиль Лубе, по легенде, был так восхищен, что пожелал купить его вместе с коллекцией чугунных фигур. Однако горный инженер Павел Карпинский заявил: "Владельцы согласны продать все, кроме изваяния женщины-воительницы". Французы торговались, однако услышали в ответ: "Россия" не продается.

А потом о вернувшемся из зарубежья чуде света забыли: в эпоху смут и революций музы умолкают. В 1921-м руководство предприятия издало странный приказ: павильон переплавить на сковородки и чугунки. Горожане, пытаясь спасти шедевр, написали жалобу в уезд, прибывшая комиссия постановила изъять его. В 1957 году в Екатеринбурге провели реконструкцию павильона, где он и остался.

- Не жалко, что сейчас это не ваш экспонат? - спрашиваю у директора каслинского музея Марии Широковой.

Комплексной программы нет, но муниципалитеты делают заказы на малые архитектурные формы из чугуна при благоустройстве

- Жалко, - признается она. - Но отдавать нам его не хотят, а воссоздать возможности нет: очень затратно, долго и технически сложно.

Может быть, получится вернуть павильон путем культурного обмена?

- Мысли были, и даже переговоры велись. Но так уж исторически сложилось: павильон сохранен не у нас и вряд ли сейчас стоит говорить о приоритетных правах на него. Радует другое: каслинские мастера созрели до того, чтобы сделать нечто столь же изящное и грандиозное. Вот это мы с удовольствием поддержим, - отвечает региональный министр культуры Алексей Бетехнин.

Скульптор механообработки

В эталонном помещении на столе стоит чугунный кактус в горшке - не отличить от настоящего, будто облили растение черной тушью. Пока я удивляюсь сходству, специалист модельного фонда Лариса Столбикова рассказывает: это одна из новинок. Вообще-то вариантов было пять, выбрали без иголок.

- Почему? Ведь это так реалистично.

- Натуралистично, - поправляет собеседница. - В каждом произведении должно быть художественное обобщение, а в первом случае его нет.

Не вижу глубинной разницы, но и сомневаться в сказанном не могу: Ларису Павловну в городе знают как одного из главных экспертов по литью. В золотую эру промысла, которая пришлась на конец XIX - начало XX веков, в Каслях выплавляли чугун на древесном угле, рассказывает она. От этого он получался более мягким, текучим, пластичным. Когда весь мир перешел на кокс, домну закрыли по причине нерентабельности, стали пользоваться привозным сплавом, который сложнее поддается механической обработке.

- Раньше на каждой отливке ставили клеймо формовщика, главного в технологической цепочке. Изделие почти не нуждалось в чеканке. Я рассматривала голову лошади работы Клодта в качестве пресс-папье - был только тоненький шов, где сходятся куски литейной формы. Убрать его, и не нужно даже фактурить поверхность, прорисовывая жилы, гриву, шерстку. Когда же чугун изменил свойства, равное с формовщиком значение приобрел опиловщик, мастер механообработки. Если отливка не очень хорошая, приходится убирать лишние слои, как делают скульпторы, - подводит к изящному сравнению искусствовед.

На страже традиций

Нам показывают ростовую композицию пограничника с собакой. У солдата бесстрастное точеное лицо, взор устремлен за горизонт. Собака выражает готовность служить. В голову приходит аллегория: мастера отливок тоже на страже, пусть не границ, но традиций.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Модельщица Елена Кравченко снимает заусенцы с парафиновой балерины чеканами (инструментами для чеканки) и паяльником, доводит до гладкого состояния. Парафин выпаривается - получается корочка, которую формуют в песок, а в "полость" заливают жидкий металл. У каждой модельщицы фигурка с особенностями: глаза больше или улыбка шире. Мастер производственного обучения Радик Хабибуллин тоже говорит об индивидуальном почерке, уникальной, как папиллярные узоры на пальцах, проработке изделия.

По сути технология осталась прежней, несмотря на то что прошло два века. Местное литье - это много ручного труда. Если идти по пути его сокращения, будут уже не Касли, альтернативные конвейеру. При этом союзе рук и металла в отливки проникает душа, поэтому их так ценят знатоки.

Новый эталон

Один из самых памятных заказов - 486 чугунных фонарей для олимпийского Сочи.

- У меня появился клок седых волос, я не шучу. Должны были сделать за шесть месяцев, хотя на подобные объемы уходило года три. Но заказ отменили, а когда до Олимпиады осталось немного, сказали: "Других вариантов нет", - заново переживает дни аврала директор завода Владимир Киселев.

К сожалению, недавно все фонари демонтировали, заменив алюминиевым модерном. Чугуну климат не помеха, но основания съела коррозия. Зато в Краснодаре каслинские изделия едва ли не на каждом шагу, в Перми недавно завершили крупный проект. А что же Челябинск, Екатеринбург? Среди основных потребителей на удивление не значатся.

Алексей Бетехтин уточняет: комплексной программы поддержки промысла в регионе нет, но речь может идти о разовых заказах. В частности, разработан проект обрамления Кировского моста у филармонии в Челябинске, чтобы смотрелся не хуже, чем в Петербурге. Какой узор сплетут мостовые пролеты, известно, а о скульптурных группах искусствоведы пока спорят: то ли это будут излюбленные кони, то ли герои уральских сказов.

- Вот вы спрашиваете, можно ли повторить павильон? Шедевр создали мастера, наша задача - постараться превзойти их, а не копировать, - подчеркивает Киселев.

Уже готовы эскизы для проекта не меньшего масштаба и сложности. Косвенно завесу тайны приоткрыл Алексей Бетехтин, назвав одним из возможных вариантов изготовление ажурной часовни, которая полностью просматривается на просвет, а каждая деталь представляет одно из направлений уральского промысла. Возможно, это будет новый эталон.