Войти в почту

«Я за это ни за что не возьмусь» В СССР построили самую быструю подлодку в мире. Как ее создателя скрывали от США?

120 лет назад, 5 мая 1904 года, родился Николай Исанин, создатель К-162 — самой быстрой подлодки в мире. У этой субмарины много прозвищ, и о ней известно значительно больше, чем о ее конструкторе. «Лента.ру» рассказывает об уникальной субмарине и жизненном пути одного из самых засекреченных конструкторов СССР.

«Я за это ни за что не возьмусь» В СССР построили самую быструю подлодку в мире. Как ее создателя скрывали от США?
© Lenta.ru

«Нас преследует волчья стая»

70-е годы прошлого века — кульминация в советско-американской борьбе за ракетно-ядерное превосходство. К середине десятилетия державы достигли паритета. Немалый вклад в это внес советский атомный подводный флот.

Противостояние шло на земле, на море и в космосе, но из всех фронтов холодной войны подводный был самым горячим… С нами была на ты конкретика дела: в ближнем бою тогда мы не уступили бы никому, как авиаторы в таране. А если понадобилось бы, то пошли бы на таран Владимир Крамаренко капитан 1-го ранга, доктор военных наук

Один из эпизодов того времени особенно ярко показывает изощренность советских военных в стремлении заставить США считаться с их интересами.

Осенью 1971 года из Средиземного моря в составе ударного соединения на базу в Майами возвращался USS Saratoga — второй авианосец ВМФ США, названный в честь легендарной битвы времен войны за независимость, символ мощи американской машины устрашения потенциального противника. Экипаж корабля немного расслабился в предвкушении увольнительных.

В это время в свой первый автономный поход вышла советская атомная субмарина K-162 проекта 661. Она следовала по маршруту от Гренландского моря до Бразильской впадины. О существовании этой подлодки мало кто знал в СССР, да и американская разведка — а значит, и Пентагон — оказалась не осведомлена.

Внезапно для американских моряков экипаж K-162 решил испытать силушку богатырскую. Акустики засекли субмарину, и янки попытались ее отогнать. Бесполезно: К-162 маневрировала, напоминая резвого Давида, вызвавшего на бой неповоротливого Голиафа. USS Saratoga попыталась оторваться, но даже на скорости почти в 65 километров в час, или 35 узлов, трюк не удался. Неопознанный объект летел со скоростью не менее 82 километров в час, или 44 узла.

У американцев складывалось впечатление, что их преследует группа субмарин, на морском жаргоне — «волчья стая»

Ударное соединение с одним из ведущих авианосцев во главе при других обстоятельствах способно диктовать условия в соответствии с доктриной «реалистичного устрашения». Но в данном случае никто не знал, что делать. Пентагон оповестили, но и там все впали в ступор.

Погоня продолжалась несколько часов, и у американских командиров наверняка прибавилось седых волос. Советские моряки за это время отработали учебные торпедные атаки, несколько раз вышли на выгодный ракурс для пуска противокорабельных ракет П-70 «Аметист». Завершилась гонка так же внезапно, как началась.

«В последнем выходе у нас сломался центробежный насос на одном из реакторов, скрутило головку вала. Мы сделали 222 мили, но пришлось вернуться на базу», — вспоминал контр-адмирал Валерий Филатов

Вплоть до перестройки никто из американцев, оказавшихся в тот злополучный день на борту «Саратоги», не знал, что это было.

В 1990 году в The Washington Post вышла статья за авторством адмирала ВМС США Роберта Карса, где он впервые применил термин «убийца авианосцев» применительно к K-162

Что же это за подлодка, почему ее до сих пор считают уникальной, кто ее создатель и какая у нее судьба?

Идеальный старт

Начать следует с 20-х годов прошлого века, когда на карте возник СССР. Отстояв право на жизнь в годы Гражданской войны, молодая советская республика лишилась флота.

Предстояло с нуля строить новые корабли и за короткое время выйти на уровень мировых держав

В то время на авансцену истории вышли тысячи молодых специалистов, которых ничто не связывало с царской Россией. Николай Исанин, будущий создатель K-162, встретил революцию тринадцатилетним подростком и тогда же устроился на первую в своей жизни работу. По данным антропонимики, фамилия «Исанин» происходит от библейского имени Исайя и говорит о принадлежности к рабочей династии. Справочники подтверждают, что Николай Исанин имел рабочее происхождение — идеальную биографию для удачной карьеры в новом обществе.

Родился в Москве, с началом трудовой деятельности перебрался в Петроград — туда, где творилась история. Первая работа. По окончании рабфака Ленинградского электротехнического института — положительная характеристика от самого ректора. Зачисление в Кораблестроительный институт (нынешний СПбГМТУ). Выпущен с красным дипломом в 1935 году. К тому времени натикал почти десятилетний стаж его членства в партии. Билет члена ВКП(б) Исанин получил сразу после XIV съезда партии — «съезда индустриализации».

Благодаря происхождению, профессиональным качествам, любви к своему делу, партийной принадлежности и бесконфликтности Исанин быстро пошел вверх по карьерной лестнице. Однако пустым карьеристом, в отличие от многих, не был. Он горел желанием поднимать советский флот. Интересы молодого специалиста и власти идеально совпадали.

Чудом избежал расстрела

Исанин начинал инженер-конструктором в ЦКБ-17, занимавшимся военно-морской техникой. Индустриализация на этом этапе шла под знаком заимствования зарубежного опыта, скупки технологий, обмена специалистами с индустриальными странами. С 1922 года власть сотрудничала с итальянской фирмой «Ансальдо».

Молодого специалиста Исанина почти сразу бросили на разработку первого советского крейсера «Киров» проекта 26. Поскольку крейсер создавался при участии «Ансальдо», в 1937 году его отправили в Италию для обмена опытом.

Пик сталинских репрессий пришелся на 1937-1938 годы, и все это время Исанин пребывал на берегу Средиземного моря. Остается догадываться, как сложилась бы его судьба, останься он на родине

Инициатор итальянского «великого индустриального посольства» Александр Сивков сгинул в тисках ежовской карательной машины. Десятки коллег и однокашников Исанина были расстреляны либо угодили в лагеря. Примечательно, что XVII съезд ВКП(б) власть называла «съездом победителей», альтернативное же его название — «съезд расстрелянных», так как не менее 50 процентов новых членов партии, побывавших на XVII съезде, подверглись репрессиям.

Заместитель главного инженера ЦКБ-17 Валериан Бжезинский, в 1934 году ездивший по обмену в Германию, заподозрен в шпионаже и загремел в лагеря, где работал над лодками в шарашке, как Туполев над самолетами.

В постановлении от 17 ноября 1938 года Сталин указал на перегибы в следственной работе НКВД, запретив органам внутренних дел и прокуратуре производство каких-либо массовых операций по арестам. Смена Ежова на Берию смягчила обстановку, не сделав, правда, ее совсем травоядной. Но и в этих условиях можно было работать, тем более что над страной нависла угроза мировой войны. После заключения пакта Молотова — Риббентропа страна получила полтора года форы, и за это время был сделан большой рывок в оборонке.

В 1939 году Исанин получил пост начальника корпусного отдела ЦКБ-17. Работал над созданием легкого крейсера проекта 68 «Чапаев». С 1940 года под его руководством создавались сторожевые корабли проекта 29, тральщики проекта 59 и катера проекта 200. Благодаря молодым специалистам, таким как Исанин, попавшим в индустрию в период кризиса, РККА в годы Великой Отечественной держалась достойно — в том числе в морских баталиях.

План Хрущева против плана Сталина

В идеальном мире после окончания Второй мировой воцарилась бы эпоха без войн и дипломатических конфликтов, но реалии таковы, что вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции вступили в начальную фазу нового конфликта под названием «холодная война». Образовались НАТО и ОВД, обозначив биполярный мир.

Сталин был популярен среди американских журналистов, и ему часто задавали вопрос: «Какие перспективы отношений между США и СССР?». Вождь отвечал в неизменно дружелюбной форме, формируя имидж лидера миролюбивой страны. Однако в ближнем окружении напоминал, что США и Англия не дадут СССР жить спокойно, а значит, следует быть готовыми ко всему. И постоянно цитировал фразу Ленина о том, что Россия всегда находится на грани схватки.

Сталинская программа «Большой флот», стартовавшая в 1938 году, была рассчитана на семь лет. Постановлением правительства в 1949 году было создано КБ по проектированию линкоров и тяжелых крейсеров — ЦКБ-16, и его начальником назначили Исанина, который руководил линейными проектами 23 «Советский Союз», тяжелого крейсера проекта 82 «Сталинград» и ряда легких крейсеров.

После смерти Сталина в марте 1953 года начался передел власти с последующим осуждением «культа личности». Придя к власти, Хрущев первым делом свернул многие проекты Сталина, среди прочего заявил, что «линкоры стране не нужны», и уволил сталинского министра ВМФ Николая Кузнецова.

Многие линкоры и крейсеры пошли под пресс, а Хрущев загорелся идеей «субмарин будущего»

Кузнецов доказывал ему, что нужен комплексный подход: и крейсеры, и атомные субмарины, и, возможно, авианосцы. Но Хрущев был непреклонен. Возможно, это одна из причин увольнения Кузнецова. Пока в кулуарах кипели страсти, летели головы и погоны, Николай Исанин спокойно, честно и добросовестно делал свою работу.

Стоит отметить, что Сталин «услышал» Кузнецова и за полгода до смерти подписал постановление о проектировании и строительстве первой атомной подлодки К-3. Так что, скорее всего, если бы он выжил, то придерживался бы комплексного подхода — крейсеры, подлодки, авианосцы. Но вышло по-другому.

«Субмарины будущего» против угрозы США Занимая руководящий пост в одной из ключевых отраслей, Исанин не мог остаться в стороне, даже если бы захотел. Но последствия эти чисто профессиональные, а не карьерные. В ЦКБ-16, которое он возглавлял, сразу после смерти Сталина все работы по линкорам и крейсерам были свернуты. Требовалось в срочном порядке перепрофилироваться на субмарины. Это был 1954 год, переломный для Исанина и для советского флота. Нужно прояснить, почему Хрущев так жаждал новых субмарин, и побольше. На самом деле рациональное зерно в этом было, просто все превратилось в фарс из-за экспрессивности характера Первого секретаря ЦК КПСС. К середине 50-х вчерашние союзники в лице США и Британии всерьез опасались «красной угрозы». Авторитет СССР и ее лидеров после Второй мировой резко вырос. В Америке был разгар маккартизма, когда за малейшее подозрение в симпатии к коммунистам можно было лишиться работы и угодить в тюрьму. Соответственно, существовал и военный план. СССР к середине 50-х располагал атомной бомбой, работал над средствами ее доставки, развивал космическую программу, да и в авиации все было более-менее. Как и в танкостроении, сфере стрелкового оружия и так далее. Но по флоту страна проседала. В программу Сталина «Большой флот» было вбухано немало средств, а теперь она, не доведенная до ума, списана на свалку истории. США же располагали самым мощным флотом в мире. Владея также современными ракетами, могли диктовать свои условиях. Один из козырей — авианосные ударные группировки (АУГ). В СССР с авианосцами не сложилось. Руководство не очень понимало, зачем на них тратить советские миллионы, а подчиненные — те, кто понимал, — не могли убедительно донести свою мысль до руководства. А ведь было немало карьеристов и лизоблюдов, которым на общее дело было плевать, лишь бы выписывали премии. ВМС США разработали стратегию «реалистичного устрашения», где упор делался как раз на авианосцы. И атомные субмарины стали своего рода «несимметричным ответом». Хрущева и его сторонников в субмаринах привлекала сама идея скрытности и внезапности. Оставалось только сделать подводный флот лучше, чем у американцев.

Нужен подводный старт

Специалисты отмечают, что деление субмарин на поколения довольно расплывчато и условно. Главное, что нужно знать, и так очевидно: второе поколение лучше первого, а третье — лучше второго.

Подлодки каждого последующего поколения отличаются приростом характеристик: скорости, вооружения, шумоподавления. В 50-е годы началась эра атомного флота и второго поколения подлодок. Дизель устарел, и все страны, желавшие остаться на плаву, переходили на ядерную тягу. В 1958 году была спущена на воду первая советская атомная субмарина К-3 «Комсомолец» — реализация постановления Сталина 1952 года. Согласно новой доктрине, требовалась подлодка, способная с подводного старта запускать баллистические ракеты.

Исанин, в экстренном порядке осваивая специфику строительства субмарин, с 1954 года работал над малыми подлодками проекта А-615 с единым двигателем. Параллельно ему поручили изучить возможности старта баллистической ракеты с подлодки. Вполне возможно, что переход с надводного флота на субмарины подстегнул творческую мысль Исанина, поскольку в этой области проявилось его новаторство. При участии Исанина и Королева отрабатывались первые ракетные комплексы с баллистическими и крылатыми ракетами — «Д-2», «Д-4», «Д-5», «Д-9», «Аметист», «П-120».

В конце 1959 года выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Николай Исанин и его ЦКБ-16 еще не знали, какой им приготовили сюрприз.

Рождение «Золотой рыбки»

Изучив личное дело Исанина, Москва решила, что этому человеку можно доверить разработку новейшей атомной субмарины. Проблема состояла в том, что в предыдущих проектах новаторские разработки достигали 15-20 процентов, и это всех устраивало. Но в данном случае Хрущев потребовал, чтобы проект был оригинальным на 100 процентов.

Использовать какие-либо прошлые наработки было строго запрещено. Это делалось на тот случай, если американская разведка за прошедшие годы успела украсть какие-нибудь секреты. Ознакомившись с проектом, сначала Исанин воскликнул: «Да ни за что на свете я за это не возьмусь». И тем не менее взялся. Работали по принципу «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». Сталинская формула продолжала работать и в годы оттепели.

Так начался проект 661 «Анчар». Исследователи до сих пор не могут прийти к консенсусу относительно того, какая это лодка — второго или третьего поколения. По некоторым характеристикам она до сих пор остается непревзойденной, по другим — устарела. В первоначальном значении слова анчар — вечнозеленое дерево. В одном стихотворении Пушкина есть строчки, удивительно соответствующие техзаданию к субмарине:

Анчар, как грозный часовой,Стоит — один во всей вселенной.Природа жаждущих степейЕго в день гнева породила...

Если еще заменить слово «стоит» на «кружит», а «степей» — на «морей», выйдет стопроцентное попадание: это то, чего хотел Хрущев. В итоге сошлись на том, что это лодка нового поколения с титановым корпусом, усовершенствованной атомной энергетической установкой и возможностью пуска крылатых ракет из подводного положения. Почему титан? При всех своих мощностях субмарина должна была обладать водоизмещением, не превышающим определенных значений, иначе не будет достигнута нужная скорость.

Параллельно Исанин с Королевым контролировали разработку и испытание противокорабельных П-70 «Аметист» КБ Челомея, вооружение будущего «Анчара», К-162 проекта 661.

Если с ракетами все было ясно — к 1960 году они были готовы, разработка и строительство К-162 растянулось на десять лет. За это время Исанина на посту руководителя проекта сменил Шульженко. Версии, из-за чего Исанина сняли с проекта, противоречивы. По одной — он был ярым сторонником титановых лодок и считал сталь прошлым веком. По другой — напротив, считал, что нужно сделать упор на стальные лодки, которые в производстве проще и экономичнее.

Как бы то ни было, с титаном пришлось помучиться. Тонны брака, очень уж деликатный металл. Зато именно тогда в СССР отработали уникальную технологию выплавки титана, и десятилетия спустя ВСМПО-Ависма в Верхней Салде будет сотрудничать с Boeing и Airbus. А Кораблестроительный завод в Северодвинске благодаря кропотливой работе над К-162 отработал технологии сварки титановых деталей в аргонной среде.

Поскольку титан — очень сложный металл, который требует чистоты, определенного подхода и определенных видов сварки, то цех был похож на лабораторию. Он был весь выкрашен в светлые тона. Люди ходили только в одежде светлого цвета, причем даже на ноги надевали бахилы Марина Неклюдова начальник технического отдела цеха № 42 завода «Севмаш»

Создание К-162 потребовало 392 уникальных решения, стоивших технологам сотен бессонных ночей. Отдельный разговор — силовая установка. Для «Анчара» атомщики создали энергетическую установку на двух водо-водяных реакторах номинальной мощностью по 177,4 мегаватта каждый, плюс два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 40 тысяч лошадиных сил. Еще одно ноу-хау: дизелей нет даже в качестве запасного двигателя, вместо них — мощный электродвигатель.

Венец, ради которого все и задумывалось, — ракетный комплекс «Аметист», включающий в себя десять твердотопливных ракет П-70 с подводным стартом и дальностью стрельбы 80 километров плюс четыре 533-миллиметровых носовых торпедных аппарата с боезапасом из 12 торпед. Ради этого в течение десяти лет, за которые сменилась власть и «Анчар» стал своего рода подарком Брежневу на день рождения, над проектом трудились тысячи людей и сотни ведомств, КБ, заводов.

Лодка обошлась государству, по некоторым данным, в два миллиарда советских рублей и «сожрала» два процента бюджета (по другим данным, всего один процент). Поэтому ее прозвали «Золотой рыбкой». В итоге К-162 стала единственной в своем роде и проложила путь новейшим технологиям, которые пригодились при создании АПЛ третьего и четвертого поколений.

Самая быстрая субмарина в мире

Испытания К-162 начались в 1969 году. Сдавали заказ в форсированном порядке. На испытаниях лодка, при 80 процентах мощности реакторов, развила скорость в 42 узла.

Тогда же выявились первые недостатки. С определенной скорости лодка шумела, как метро, самолет или симфонический оркестр.

«Погружались. Выбрали, разумеется, среднюю глубину — 100 метров. Дали ход. По мере увеличения оборотов все ощутили, что лодка движется с ускорением. Это было очень непривычно. Ведь обычно движение под водой замечаешь разве что по показаниям лага», — вспоминал контр-адмирал Николай Мормуль.

А тут как в электричке — всех назад повело. Дальше, как говорится, больше. Мы услышали шум обтекающей лодку воды. Он нарастал вместе со скоростью корабля, и когда мы перевалили за 35 узлов, в ушах уже стоял гул самолета Николай Мормуль контр-адмирал

В 1970 году достигли скорости уже 44,7 узла, поставив тем самым мировой рекорд скорости для любых подводных лодок того времени. При форсаже на короткий период скорость достигала 45 узлов, или 84 километра в час. И за это советские моряки называли ее «Голубая лента скорости» или «Серебряный кит».

В 1978 году лодка получила название К-222. Исанина к тому времени наградили рядом престижных премий, ведь он создал много полезного для обороны страны, но подробности его жизни были максимально засекречены. В 1987 году вышел морской справочник, в котором нет ни слова о К-162.

Умер изобретатель в 1990 году, став свидетелем распада страны, для которой он так много сделал, но не увидев финала ее окончательного краха. К-162, она же К-222, отправили на утилизацию в 2010 году.

Опыт, полученный при ее разработке, пригодился при работе над более экономичным проектом 670 «Скат». Уже списанные подлодки «Лира» — тоже своего рода преемники К-162.

Кроме того, были продолжены работы по созданию опытных и серийных лодок с титановыми корпусами. А «Золотая рыбка» вошла в историю как уникальный испытательный полигон для создания корабля XXI века. Символично, что называли ее Papa class — Папа.