"В кровавом пламени зари сияет белое распятье…" Стихи к Светлой Пасхе.
Тема мученической казни и возвращения Христа к жизни с начала нашей эры занимала главенствующее место как в богословии и богослужении, так и в искусстве, и религиозном, и светском. Традиция изображения Воскресшего Господа формировалась в течение столетий. Сложились его каноны. Однако искусство не знает границ. Художники разных эпох обращались к сюжету Воскресения Христова, ища для него все большей выразительности. В светлый праздник "Ревизор.ru" публикует образ "Воскресение Христово" (полное название - "Воскресение Господа нашего Иисуса Христа"), одну из старейших сохранившихся православных икон. Священный сюжет написали в 1685 году русские иконописцы под руководством прославленного изографа Фёдора Евтихиевича Зубова, умершего в 1689 году. Фёдор Зубов родился в городе Соль Камская (ныне Соликамск) в семье его коренных жителей, живших солеваренным промыслом. Его отец был диаконом тамошней церкви Стефана Пермского. Считается, что Фёдор Зубов обучился иконописному делу в строгановских монастырских мастерских Соли Камской. В 1662 году он был призван в Москву царем Алексеем Михайловичем и зачислен мастером в Оружейную палату, которая уже тогда была крупным русским художественным центром и поставляла иконы и церковную утварь всем храмам страны. Сформировался даже особый иконописный стиль Оружейной палаты, сочетающий древнерусские традиции с сюжетами и формами, почерпнутыми из западноевропейской книжной миниатюры. Это приводило к попыткам передачи в иконах индивидуальных черт, отчего лики получались "живоподобными". Манеру Фёдора Зубова – тонкая работа с миниатюрой и любовь к деталям – унаследовали его ученики. Образ "Воскресение Христово" хранился после революции в Новодевичьем монастыре и в 1976 году поступил в собрание икон Государственного исторического музея. Наш портал поздравляет всех, верующих, атеистов и агностиков, с Праздником Пасхи и в его честь дарит своим читателям стихотворение современного поэта Татьяны Бочаровой . *** На перепутье всех дорог, Где птица серая кричала, Полнеба высветил Сварог, И это было лишь начало… Шатры жрецов и первый Храм, Сменялись дни и поколенья. В песках халдейских Авраам Услышал Божье откровенье - Сбираться в путь и по приметам Ступать навстречь сухих ветров. Стоял январь, и хвост кометы Сиял, как тысячи костров. Вперед Корана был Завет, И, зов услышав христианский, К земле соседней, Ханаанской Шел Моисей, и следом в след Шли люди, множество родов, Колен Израиля и Дана, Чтоб после тяжести трудов Омыться в водах Иордана. Тогда в земле обетованной Шумели дикие леса, А с неба сыпалась не манна, А Божья падала слеза. Но встала римская Фемида, Простерла длань свою в дали, Когда из племени Давида Явился царь всея земли. И в небе горлица парила, И в снах пригрезилось волхвам: Звезда сияет над Марией, Внушая кротость пастухам. И тридцать минуло, и три, Среди отверженцев и татей, В кровавом пламени зари Сияет белое распятье. Иршалаим, не ты ль проснулся Дворцов сияньем напоказ, Когда сам Бог пятой коснулся Твоих камней в последний раз? Сменив народы и обличье, Пожар и голод, свет и тьму, Храни, храни всегда величье Своей причастностью к нему. Ты будешь тем в веках завиден, И тем в веках превознесен, Что был однажды Им увиден, Оплакан горько и спасен!