Павел Басинский - о романе Владимира Обручева "Земля Санникова"
Тысяча девятьсот двадцать четвертый год в русской литературе был богат на новинки, со временем признанные классикой. Это касалось как советской литературы, так и эмигрантской. К 1924 году относится написание или первая публикация романов Михаила Булгакова "Белая гвардия", Константина Федина "Города и годы", Александра Серафимовича "Железный поток", Артема Веселого "Россия, кровью умытая", Дмитрия Мережковского "Рождение богов"; повестей Бориса Лавренева "Сорок первый", Ивана Бунина "Митина любовь"; сказки "Три толстяка" Юрия Олеши - и это я перечислил не все заметные произведения в прозе, которые появились на свет сто лет назад.
В этом выдающемся ряду легко пропустить еще одно произведение, не то чтобы забытое (это не так!), но в список классики как-то не попадающее. Может быть, потому, что автор его куда больше известен в научной среде, чем в литературной. Я говорю о романе Владимира Обручева "Земля Санникова". И как знать, если бы полвека назад, в 1973 году на широкий советский экран не вышел бы одноименный фильм Альберта Мкртчяна и Леонида Попова со звездными (кто-то благодаря этому фильму) актерами - Владиславом Дворжецким, Олегом Далем, Георгием Вициным, Юрием Назаровым, Николаем Гриценко, - современный читатель на название романа сделал бы удивленное лицо: какая Земля, какого еще Санникова? Куда живее откликнулись бы на песню, прозвучавшую в этом фильме и ставшую шлягером: "Есть только миг" (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенева, в фильме исполняет Олег Анофриев).
Пути литературных шедевров неисповедимы. И если сегодня фильм "Земля Санникова" известен больше, чем приключенческо-фантастический роман, написанный в молодой советской России геологом Владимиром Обручевым (1863-1956), значит, так тому и быть.
Пути литературных шедевров неисповедимы. Фильм "Земля Санникова" известен больше, чем роман Обручева
Важнее то, что само словосочетание "Земля Санникова" из области научной гипотезы, в которую верил Обручев, перешло сначала в литературу, а затем в кинематограф и стало устойчивым выражением. Образом чего-то далекого, таинственного и возможного в мечтах, которые каким-то особенным людям с особенно устроенной душевной организацией зачем-то хочется сделать реальностью.
Такую мечту на зыбкой грани с реальностью мы и называем "Землей Санникова". У всех людей она есть, в том или ином виде. Но не все в этом признаются.
Происхождение Владимира Обручева подтверждает мое убеждение, что многие неоспоримые достижения советской власти, и в области науки, и в области культуры, и в области искусства и литературы, появились не только потому, что были созданы социальные лифты для людей из народа (хотя это очень важно), но и потому, что их совершали люди, рожденные и воспитанные при "проклятом царизме". Выходцы из дореволюционных гимназий, университетов, кадетских корпусов, но прежде всего - из крепких семей, с ясно осознаваемой родословной - дворянской, купеческой, крестьянской, священнической. Именно оттуда корни первых успехов молодой советской России, успехов, которые изумляли "буржуазный" мир.
Сегодня именем Владимира Обручева названы астероиды, лунные кратеры, горные хребты и вершины, перевалы и ледники, вулканы, десятки видов древних организмов и растений, научные институты, городские улицы и отдельный округ в Москве. Но все это главным образом благодаря его научным открытиям в области геологии. Он - автор термина "неотектоника" (область науки, изучающая структуры литосферы, твердой оболочки Земли) и нескольких фундаментальных научных открытий, принесших ему мировую известность.
Достойный продолжатель рода Обручевых. Дед - боевой генерал, брат деда - оренбургский генерал-губернатор, отец - штабной офицер, брат отца - генерал-майор, известный военный деятель, сестра отца - первая в России врач-офтальмолог, жена академика М.И. Сеченова. Мать - дочь лютеранского пастора, свободно владевшая французским и немецким языками, что передала и своим детям.
Высшее образование Владимир получил в петербургском Горном институте и добился немалых успехов в науке. Но с преподавательской карьерой не сложилось. (В СССР он станет первым директором ленинградского Геологического института.)
Нельзя безнаказанно вторгаться в чужую цивилизацию, которая тебе, "белому человеку", кажется примитивной
Рано уйдя на пенсию, он во время Первой мировой войны пишет роман "Плутония", отчасти повторяющий, но во многом дополняющий и "исправляющий" роман Жюля Верна "Путешествие к центру Земли". Но настоящую литературную известность принес ему роман "Земля Санникова", написанный в 1924-м и впервые изданный в 1926-м. Он переведен на многие языки. И, конечно, фильм 1973 года добавил ему известности.
Кстати, о фильме. Недавно его пересмотрел. И был удивлен, насколько он грустный и глубоко трагический по смыслу. А уж последняя сцена, где единственный выживший в экспедиции Александр Ильин (Владислав Дворжецкий) смотрит на небо и видит птиц, летящих зимовать на Землю Санникова, которой уже не существует, пробирает просто до слез!
И вот что на самом деле удивительно - этот фильм на четверть века предвосхищал кинохит "Аватар" Джеймса Кэмерона. Конечно, спецэффекты в нем наивны и смешны в сравнении с "Аватаром". Но смысл, в общем, тот же. Нельзя безнаказанно вторгаться в чужую цивилизацию, которая тебе, высокомерному "белому человеку", кажется примитивной. Ты можешь оказаться вирусом, который ее уничтожит.
Если она не уничтожит тебя...