Военная техника с автомобильных заводов
Жителей бывшего СССР едва ли можно удивить тем, что некое предприятие может выпускать как гражданскую, так и военную продукцию. Для Советского союза это было нормой. Впрочем, такое положение дел существовало не только в СССР, но и в других странах. Многие известные автомобильные концерны не ограничивались выпуском автомобилей и производили бронетехнику и даже боевые самолеты.
ГАЗ: бронетехника
Большие потери танков на начальном периоде Великой отечественной войны и эвакуация множества предприятий тяжелой промышленности на восток страны заставили советское руководство искать нестандартные решения. В сложившихся условиях невозможно было ожидать массового выпуска среднего танка Т-34, не говоря уж о тяжелом КВ-1. Поэтому дефицит танков на фронте было решено компенсировать за счет легких танков.
В условиях военного времени разрабатывать «с нуля» боевую машину не было ни времени, ни средств, поэтому заместитель главного конструктора Горьковского автозавода Николай Астров предложил создать на базе плавающего танка Т-40 новый танк, вооруженный 20-миллиметровой скорострельной авиапушкой и имеющий бронирование, превосходящее легкие танки Т-26 и БТ. В кратчайшие сроки танк Т-60 был разработан и испытан, а на ГАЗе была создана линия для его выпуска.
Попутно конструкторы Горьковского автозавода внесли ряд изменений в конструкцию, что позволило упростить технологию сборки и сократить время на выпуск танков. Уже 7 ноября 1941 года первые серийные танки Т-60 прошли по Красной площади и отправились прямиком на фронт. Из-за нехватки бензиновых 70-сильных двигателей ГАЗ-202 в 1942 году на некоторые Т-60 устанавливались восьмицилиндровые 90-сильные двигатели Ford. После того как на завод стали приходить первые данные боевого применения Т-60, 35-миллиметровую лобовую броню корпуса и башни усилили за счет 10-миллиметровых броневых экранов, в результате чего масса машины выросла с 5,8 до 6,4 тонны.
Тем не менее, Т-60 оставался очень маневренным танком и часто использовался для проведения разведки или действовал из засад, нанося противнику поражение огнем своей скорострельной пушки и быстро покидая поле боя. Разумеется, для борьбы с немецкими танками Т-60 не предназначался, но его выпуск позволил хоть как-то восполнить потери в танках на начальном этапе войны. Не меньшим был и психологический эффект — появление на поле боя этого танка, пусть и легкого, позволяло советской пехоте не чувствовать себя совсем уж «голой», лишенной защиты «брони».
Ладожский топливопровод: как снабжали горючим блокадный Ленинград
Николай Астров прекрасно понимал, что легкобронированный и слабовооруженный Т-60 перспектив не имеет, поэтому уже в декабре 1941 года им был разработан более совершенный танк Т-70, который в январе 1942 года был принят на вооружение. Все это привело к тому, что ГАЗ постепенно переходил на выпуск нового танка, снижая выпуск Т-60. Обе машины могли выпускаться параллельно, так как имели много одинаковых узлов и агрегатов. В начале 1943 года Т-60 был снят с производства, всего было выпущено 5665 танков, многие из которых продержались в строю до конца войны. А на ГАЗе впоследствии выпускался не только легкий танк Т-70, но и разработанное на его базе самое массовое самоходное орудие Второй мировой войны — СУ-76.
Таким образом, Горьковский автозавод внес огромный вклад не только в автомобилизацию СССР, но и в победу в Великой Отечественной войне.
Chrysler — крупнейший мировой танкостроитель
Не так давно концерн Chrysler, входящий в Большую тройку американских автопроизводителей, был одним из самых крупных производителей танков в мире. С началом Второй мировой войны Chrysler при поддержке правительства США построил Детройтский танковый арсенал, который не только разрабатывал, но и выпускал танки.
Как югославы смогли уничтожить «невидимый» и несокрушимый F-117 Nighthawk
Именно на Детройтском танковом арсенале выпускался первый американский средний танк М3 Lee, а затем самый массовый американский танк Второй мировой войны M4 Sherman. Под конец войны начался выпуск самого мощного американского танка М26 Pershing, конструкция которого легла в основу всех последующих американских послевоенных танков: М46 Patton, М47 Patton II, М48 Patton III и М60.
Эти танки были основой американского танкового парка в годы Холодной войны, а производство М60 было прекращено в 1987 году уже после того, как на вооружение был принят танк М1 Abrams, также разработанный Chrysler.
Боевые самолеты концерна FIAT
Уже больше столетия автомобили FIAT известны во всем мире и являются своеобразным символом итальянского автопрома. Однако мало кто знает, что в обеих мировых войнах итальянские летчики воевали на истребителях FIAT, причем один из них — FIAT G.55 получился настолько удачным, что вопрос о его серийном производстве в 1943 году рассматривался даже в Германии, где хватало своих авиастроительных фирм и талантливых конструкторов.
Незаурядные летные качества этого самолета и простоту управления очень высоко оценил немецкий конструктор Курт Танк, как и немецкие летчики-испытатели. Вопрос о производстве этого истребителя в Германии рассматривался на самом высоком уровне, но он так и не прописался на конвейерах немецких авиазаводов из-за трудоемкости производства, которая оказалась почти в два раза большей, чем у немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109.
FIAT G.55 стал дальнейшим развитием истребителя FIAT G.50 который был принят на вооружение итальянских ВВС в 1938 году и экспортировался в Испанию, Финляндию и Хорватию. В составе финских ВВС этот самолет принял участие в сражениях начального периода Великой Отечественной войны, показав свое превосходство над советскими истребителями И-16, однако к 1944 году считался уже устаревшей машиной и был финнами списан в 1946 году. Итальянцы использовали его на всех фронтах, где воевала итальянская армия, и самолет ничем особенным себя не проявил, пока в 1941 году не обзавелся немецким двигателем Daimler-Benz DB 601, после чего его летные характеристики заметно улучшились.
Достаточно сказать, что его максимальная скорость выросла до 570 км/ч, то есть на 100 км/ч. Несмотря на то, что FIAT G.50 и FIAT G.55 могли на равных сражаться с истребителями стран антигитлеровской коалиции, их главным недостатком был мизерный выпуск. Если СССР, США и Великобритания выпускали истребители десятками тысяч, то итальянская промышленность выпустила менее тысячи истребителей обоих типов. Поэтому их участие в войне можно считать эпизодическим и малозначимым.
Самое интересное, что уже после войны, в середине пятидесятых годов, итало-немецкое сотрудничество опять возродилось. В начале пятидесятых годов планировалось вооружить европейские страны, входящие в блок НАТО, единым легким дозвуковым штурмовиком, недорогим и простым в эксплуатации. В конкурсе на создание такого самолета приняли участие несколько фирм, и победу одержал итальянский FIAT G.91.
Самолет получился действительно простым в изготовлении и эксплуатации, недорогим и с хорошим модернизационным потенциалом. Он мог развивать скорость 1085 км/ч и имел радиус действия 320 километров. Кроме того, он являлся носителем тактических ядерных бомб. Планировалось, что FIAT G.91 поступит на вооружение ВВС Италии, ФРГ, Португалии, Турции и Греции, но последние две страны от него отказались. В ФРГ FIAT G.91 строился по лицензии, став первым немецким послевоенным боевым самолетом. Всего до 1995 года было выпущено 756 единиц FIAT G.91 различных модификаций.
Луи Рено — «крестный отец» мировой школы танкостроения
Несмотря на то, что родиной танков считается Англия, стандарты мирового танкостроения были разработаны во Франции компанией Renault. Именно эта компания выпустила в 1917 году 6,5 тонный танк Renault FT, который первым в мире получил вращающуюся башню с 37-миллиметровой пушкой, боевое отделение и изолированный моторный отсек.
И пускай на полях сражений Первой мировой войны раньше появились британские танки Mark I, но они представляли собой скорее не танки, а самоходные орудия. Английская концепция танков очень быстро была признана тупиковой, и все страны мира начали разрабатывать танки по образу и подобию Renault FT.
Из огромного количества гусеничных боевых машин только французский танк оказался перспективным и чрезвычайно жизнеспособным, прожив долгую жизнь и приняв участие как в войнах 20-30-х годов, так и во Второй мировой войне. А некоторые Renault FT в странах третьего мира продолжали оставаться на вооружении до конца сороковых годов.
Именно этот танк дал толчок развитию национального танкостроения в СССР, США и Италии и стал самым массовым танком Первой мировой войны и первым танком в мире, выпуск которого исчислялся тысячами. К сожалению, успех Renault FT не пошел французским танкостроителям на пользу. Разработанный в середине 1930-х годов 10-тонный танк Renault R-35 создавали явно с оглядкой на Первую мировую войну. Танк вооружили 37-миллиметровой короткоствольной пушкой, размещенной в одноместной башне, поэтому командиру приходилось самому отыскивать цели, вести по ним огонь и давать указания механику-водителю. Танк оснащался 82-сильным бензиновым двигателем и мог на хорошей дороге развивать «максималку» 19 км/ч.
К началу Второй мировой войны он уже был морально устаревшим и мог сражаться на равных только с немецкими легкими танками. Но хуже всего было то, что французские генералы совершенно не были готовы к реалиям новой войны и действовали по старинке, рассматривая танки как средство усиления пехоты, а не как отдельный род войск. Все это привело к быстрому разгрому Франции, а танки Renault R-35 не сыграли во Второй мировой войне сколь-нибудь заметной роли. Тем не менее, «крестным отцом» всех танков смело можно назвать Луи Рено, благодаря которому танки приняли тот облик, который имеют с 1917 года и по сей день.