Секретная операция: что известно о героях, которые бомбили Берлин в 1941 году
История бомбежек Берлина советской авиацией с 7 августа по 5 сентября 1941 года уже давно — не «белое пятно» истории. но о личностях тех, кто совершал эти подвиги, мы знаем далеко не все. Постараемся это исправить...
Своего деда, красавца Александра Курбана, Любовь Курбан-Белова помнит только солнечным и улыбающимся.
— С кем он только не был знаком, — вспоминает она. — И про Лялю Черную рассказывал, и про артиста Жарова, дружили они с Водопьяновым и Коккинаки, а вот он на фото с композитором Дмитрием Покрассом и летчиком Анатолием Ляпидевским… Все мои воспоминания о нем — невероятно радостные. И никогда ни слова он не говорил про войну. А уж о полетах на Берлин — и подавно…
Для дружной семьи Беловых история участия Курбана в бомбежках Берлина в августе 1941 года открылась относительно недавно. «Копать» начал муж Любови Владимировны — Александр Александрович Белов.
— Мне кажется, они жили так ярко, потому что, постоянно рискуя жизнью, умели ценить ее вкус, — рассуждает он, склонившись над документами. — Когда все те задачи, которые перед ними ставились, были решены, восстановление от безумной усталости и напряжения шло именно через бурную жизнь.
И умели они проживать каждый день «по полной»! Основные события из жизни деда-летчика его потомки знали. Но тут сработал гриф секретности...
На двух старых фото рукой Александра Курбана сделаны дарственные надписи сыну. На одной написано: «Будущему асу». И не ошибется — подполковник Владимир Курбан будет, как и отец, любить небо и хранить ему верность. Но биография Курбана-старшего поразит кого угодно.
После шести классов реального училища он служил в 113-м Коммунистическом полку в столице, год отработал помощником начальника секретной опергруппы Московского УГРО, ушел в отставку, но год спустя вернулся в армию и «пошел на взлет» в прямом и переносном смысле: отучился в нескольких школах ВВС, в 1925 году окончил Ленинградскую военнотеоретическую школу ВВС, а потом Борисоглебскую ВАШЛ.
— До войны его жизнь — это постоянная учеба, — рассказывает Александр Александрович. — Кстати, у летчиков долгое время не было никаких наград. Но в 1936 году был издан приказ об их награждении за различные достижения, Александр Курбан вошел в этот список, получил Красную Звезду, а потом и орден «Знак Почета». За что именно, нам выяснить не удалось, но можно предположить, что так было отмечено его участие в розысках потерпевшего катастрофу при перелете из Москвы в Америку самолета С. А. Леваневского. Ну а в августе 1941 года он вошел в число тех, кто полетел на Берлин. Туда могли долететь только сильнейшие…
Сразу после бомбежек Москвы и выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года Главное командование Красной армии стало готовить «удар возмездия» по столице агрессора. До 4 сентября 1941 года советские летчики произведут десять налетов на Германию, сбросив на военные объекты Берлина сотни крупнокалиберных фугасных бомб.
Смерть шпионам: зачем Россия возрождает легендарную спецслужбу времен Великой Отечественной
— Первую бомбежку Берлина произвела в ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтфлота, — рассказывает Александр Белов. — У балтийцев самолеты были слабенькие, они тащили в основном небольшие бомбы по 100 килограммов, которые солидного ущерба не наносили, но эта бомбежка все равно немцев потрясла.
Почти одновременно с моряками начали готовить рейд на Берлин и летчики ДБА — дальней бомбардировочной авиации, собственно, для этого и предназначенной. В середине июля сводную группу из 15 таких экипажей командировали в Иваново. Цели командировки не афишировались.
История летних бомбежек Берлина изобилует подробностями и достойна романа. Достаточно сказать, что, когда летчики пошли на Берлин, часть их была атакована нашими же истребителями.
— У них глохли двигатели, они вынуждены были менять коридоры высоты, а это влекло за собой дополнительный расход керосина. А с дедом Любы вообще произошел особый случай, — рассказывает Александр Белов. — В его самолет загрузили четыре мощнейшие пятисоткилограммовые бомбы, ФАБ-500. Долетев до Берлина, они сбросили бомбы, но одна осталась на замке, «отцепиться» не смогла, и они с ней повернули назад.
Информацию о том, что одна из бомб не желает покидать бомбардировщик, Александр Курбан откомментировал кратко: «… мать!» Развернувшийся самолет осветили лучи десятков вражеских прожекторов. Через минуту открыла огонь зенитная артиллерия, но летчики взяли курс на родину. К береговой линии они подошли на высоте 300 метров.
Их начали обстреливать с какого-то корабля. У самолета Курбана отказали два двигателя.
— И оба — с одной стороны, что еще хуже, поскольку так самолет заводит на поворот, — объясняет Александр Белов. — Как они смогли тащить этот самолет — только богу известно! Керосин почти кончился, они начали терять высоту и совершили посадку под Ропшей — с пятисоткилограммовой бомбой!
История каждого полета на Берлин — история подвига. Летчики отдавали себе отчет в том, что шансов вернуться — минимум. И повезло далеко не всем… Александр Белов показывает сводную табличку:
— Смотрите: «ТБ-7, м-р А. А. Курбан — бомбил Берлин — разбит при вынужденной посадке. ТБ-7, к-н А. Н. Тягунин — сбит ЗА Балтфлота. ТБ-7, ст. л-т.
А. И. Панфилов — разбит при вынужденной посадке в Ланинярвелле. Ер-2, к-н А. Г. Степанов — пропал без вести. Ер-2, л-т Б. А. Кубышко — бомбил Берлин — сбит своими истребителями… » Александр Курбан был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и медалями.
Но Героем Советского Союза он не стал. Помешала почти анекдотичная, при всей трагичности, ситуация:
— Один самолет надо было «облетать», проверить после ремонта перед уходом на боевое задание. Они взлетели, но вдруг двигатели заглохли и началась потеря высоты, — рассказывает Александр Белов. — Оказалось, новый техник не заметил, что самолет не заправили, и взлетели они, очевидно, на каких-то остатках топлива. Они сели, выжили, но самолет разбили. И Курбана отстранили от полетов… Для него это было трагедией. Потом он работал летчиком-испытателем и начальником ЛИС авиазавода № 51, ушел в запас. Не стало его 4 апреля 1965 года...
Как же мало он прожил — 63 года всего, размышляю я. Александр Александрович Белов, будто в ответ моим мыслям, поясняет:
— Они летали в кошмарных условиях. Александр Курбан и на Севере работал. Представьте, за бортом — минус тридцать, в кабине тоже. Дикие стрессы, постоянные риски.
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Сергей Федорович Ушаков, бывший штурман Александра Курбана, вспоминал: «Курбана отстранили от командования эскадрильей, он вернулся на работу испытателя. Расставание было тяжелым. (...) слезы, катившиеся по его лицу, невольно возвращали нас к событиям того ужасного дня…»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Песляк, историк, публицист:
— Это была очень знаковая реакция советского руководства на первые бомбежки Москвы в конце июля 1941-го. Примечательно, что инициатором выступил не руководитель армии или командующий авиацией, а наркомвоенмор Николай Герасимович Кузнецов, с начала и в течение всех лет войны проявлявший характер настоящего полководца. «Ответка» советской морской авиации — это была не просто акция психологического характера: «Вот вам, наглецы-агрессоры!»
Ведь бомбы обрушились на столицу Третьего рейха, а это уже свидетельство того, что сердце фашизма под ударом. И состоялся не разовый налет на логово Гитлера, а серия — в течение месяца! Но в первую очередь огромен был фактор моральной поддержки тех, кто был на фронте: солдаты видели, что врага можно и нужно бить.