Войти в почту

Сколько штурмовых знамен красноармейцы водрузили над Севастополем

Символом освобождения Севастополя 9 мая 1944 года стало красное штурмовое знамя на здании Панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 годах". Однако на фотографиях советских военных корреспондентов запечатлены развивающиеся кумачи и флаги Военно-морского флота на Константиновской батарее, здании Госбанка на улице Ленина и крыше метеостанции, а также на территории Лазаревских казарм. Так какой же флаг считать севастопольским знаменем Победы?

Сколько штурмовых знамен красноармейцы водрузили над Севастополем
© Российская Газета

Как выяснили сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя, накануне штурма города в частях Красной армии шла активно партийно-политическая работа. Бойцам рассказывали об истории и традициях севастопольских моряков.

Специальный корреспондент газеты 51-й армии "Сын Отечества" Алим Кешоков в статье "Флаг" писал: "Кусок кумача, развевающийся на грубо выструганном древке, пропитан кровью воина, пробит пулей врага. На нем осела гарь порохового дыма. Он стал священной реликвией батальона, воплощением чести и воинской славы, олицетворением тех, чей бессмертный подвиг проложил путь к победе".

В результате солдат и офицеров охватил настоящий охотничий азарт: кто же первым водрузит победное знамя? В дивизиях и полках стали формироваться штурмовые группы с задачей подняться на Исторический бульвар и установить красное знамя на здании Панорамы.

Обилие штурмовых знамен неожиданно пригодилось при наступлении на Сапун-горе. В пороховом дыму советские артиллеристы и танкисты ориентировались на красные знамена. Если кумач развивается над бетонным бункером, то, значит, там наши, и бить по нему нельзя.

После многочасового боя знамя Победы на Сапун-горе вечером 7 мая водрузила штурмовая группа бойцов 844-го стрелкового полка: парторг роты Евгений Смелович, отец и сын Карп и Иван Яцуненко. Поднявшиеся почти к самой вершине смельчаки попали под минометный обстрел: офицер и Карп Алексеевич погибли, но у Ивана хватило сил установить знамя. Рядом взорвалась мина, и отважный солдат потерял сознание. Однополчане решили, что знаменосец погиб. Вынули из кармана жетон с фамилией и адресом. Так Иван Яцуненко попал в списки погибших. Его имя было высечено на обелиске, установленном на вершине горы после освобождения города.

Однако отважный солдат выжил и затем сражался на улицах Севастополя и освобождал Европу, а после войны вернулся в Крым. Через десять лет клубе села Просторное показывали документальный фильм о штурме Сапун-горы, в конце которого говорилось, что знаменосец погиб. Тут "погибший" Иван Карпович поднялся с места и сказал: "Это неправда - жив я!". Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Умер герой в 1983 году. Подвиг Яцуненко запечатлен в знаменитой диораме в музее на Сапун-горе. Любопытно, что исторический парк оказался построен в другом месте и памятник водружению знамени оказался в лесу. Однако севастопольцы не забыли про него, и за монументом ухаживают волонтеры.

Овладев господствующими высотами, красноармейцы и моряки пошли на штурм города. К этому дню в каждом подразделении были заготовлены красные и военно-морские флаги.

Научному сотруднику Музея героической обороны и освобождения Севастополя Ирине Агишевой удалось в архивах найти уникальные свидетельства подвигов советских солдат и матросов.

Оказывается: 9 мая 1944 года в разных частях Севастополя было установлено 24 штурмовых знамени, некоторые из них делали прямо на месте в разгар боя.

"Когда бой передового отряда 848-го стрелкового полка 267-й стрелковой дивизии в районе вокзала подходил к концу, майор Крылов снял с себя нательную рубаху, окрасил ее кровью убитой лошади и прикрепил к железному пруту на разрушенном здании", - говорится в исследовании Ирины Юрьевны.

Вот лишь несколько примеров мужества.

Командир саперной роты лейтенант Дмитрий Загорулько лично поднял флаг на доме около здания современной школы № 6. А через час отважный офицер погиб и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Этого же высокого звания удостоен комбат 276-го стрелкового полка капитан Алексей Торопкин, который в бою на склоне Исторического бульвара лично уничтожил десять солдат и офицеров противника, а затем поднял штурмовой флаг над входом в здание Панорамы.

Во внеочередном донесении штабу 1-го гвардейского стрелкового корпуса сказано: "Довожу до вашего сведения, что бои за вокзал и Южную бухту первым завязал мой передовой отряд, выброшенный в этот район на автомашинах... В результате противник был отброшен в район севастопольской Панорамы. На вышеуказанных зданиях водружены красные флаги. В бою особо отличились командир отряда майор Торопцев, командир орудия сержант Кузнецов, разведчики Панченко, Киреев, Акильджанов, Курвенко и санитар Егорова Лена". Отметим, что Николай Иванович Кузнецов за мужество и храбрость стал Героем Советского Союза и награжден тремя орденами "Славы".

В истории боевого пути 953-го стрелкового полка есть особый эпизод. Он посвящен подвигу взвода пешей разведки лейтенанта Михаила Головни, которые водружали флаг на самом высоком здании Южной бухты - крыше гидрометеостанции - в бою, отражая контратаку около 40 немецких солдат. После боя лейтенант Михаил Головня, сержант Николай Гунько, рядовые Иван Кириченко и Ажу Каноматов были награждены орденами Красного Знамени, а красноармеец Илья Поликахин удостоен звания Героя Советского Союза.