Подвиг легендарных героев-панфиловцев вспомнили в Алматы
День Победы масштабно отмечают в Алматы. Тысячи горожан возложили цветы к Вечному огню и почтили память тех, кто стоял за мир, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Салмина.
Ветеранов встречают «Смуглянкой», поздравляют и благодарят за мир. Василий Иванович ушел на фронт в 18 лет в 1944 году. Воевал на Дальнем Востоке.
«Мы молодые все были. Мы напрямую шли. Старые-то знают, как надо, а мы – прямо. Шли мы по Маньчжурии, город за городом, третий город – Муданьцзян, там у нас были большие потери. Враги укрепились, гарнизоны крепкие были. Наши танки только двинулись, а они – смертники, под танк бросаются, танк взрывается. Пришлось и нам, пехоте. Вот там мы и потеряли много ребят, но все же Победа была за нами!» – вспомнил ветеран Великой Отечественной войны Василий Долбня.
Тысячи алматинцев пришли сюда, чтобы возложить цветы и почтить память солдат Победы. В каждой семье свои герои. Дедушка Ольги Казаковой с полей сражений не вернулся. Погиб под Севастополем. На том же Украинском фронте воевал и ее отец Алексей Савченко.
«Папа дошел до самого Берлина и еще после войны там какое-то время служил. Поэтому для меня это честь. Я каждый год прихожу сюда. Для меня это и обязанность, и долг!» – отметила жительница Алматы Ольга Казакова.
Главное место памяти – Парк имени 28 героев-панфиловцев – назван в честь легендарной дивизии, которая отличилась в боях за Москву. Впоследствии она стала 8-й гвардейской. Это звание присваивали за особое мужество и героизм.
Изначально 316-я стрелковая была сформирована в Алмате в июле 1941 года из призывников и добровольцев Казахской и Киргизской республик. Офицеры кадровые, а вот бойцы – простые учителя, инженеры и крестьяне. Возглавил дивизию генерал-майор Иван Панфилов, который буквально за месяц подготовил солдат ко встрече с противником и «войне моторов».
«Вот здесь, под Алматой, он вырыл окопы. Это было впервые в практике Красной армии, а потом стало применяться многими командирами на учениях. Он собрал трактора и объяснял бойцам: танки – это те же трактора, только они стреляют. Так он добивался, чтобы у бойцов не было танкобоязни. Говорят, когда дивизия увидела первые танки под Москвой, казахи кричали – тракторлар, русские кричали – трактора», – рассказал экскурсовод Аскар Еренов.
Уже в октябре на Волоколамском участке панфиловцы сдерживали четыре дивизии противника. Фронт обороны растянулся на 41 километр. Со своей дивизией и дополнительным усилением из нескольких полков Панфилов смог выстроить там четыре эшелона защиты. Он сбил с толку врага, спрятав артиллерию вглубь.
«Эрих Гепнер писал фон Боку: «Это какая-то фанатичная, дикая дивизия. Они воюют вопреки правилам. Они не отступают. Они не сдаются в плен, они стоят насмерть», – добавил экскурсовод Аскар Еренов.
«Для меня долгое время была важна вторая часть этого высказывания, что они были бесстрашные, не боялись смерти, не сдавались плен. Но потом я поняла – очень важна и первая, а именно: воюющие вопреки всем правилам и уставам ведения боя. Немцы ожидали артиллерию на передке, и они ожидали, что Панфилов вытянет всю дивизию в цепочку. Они ожидали еще много, чего не нашли. И это дало возможность панфиловской дивизии устоять», – пояснила внучка Ивана Панфилова Алуа Байкадамова.
Своего комдива бойцы называли «Генерал Батя». Он всегда интересовался, есть ли у солдат еда и табак, пишут ли им из дома, рассказывает внучка Панфилова.
«Многие, кто знал Ивана Васильевича Панфилова, говорили, что чаще всего он говорил такую фразу: «Мне не нужно, чтобы ты погиб. Мне нужно, чтобы ты выстоял в бою и остался живым!» – уточнила внучка Панфилова.
В медико-санитарном батальоне служила и восемнадцатилетняя дочь Панфилова Валентина. На фронт ушла добровольцем. О смерти своего легендарного отца узнала, когда оказывала помощь раненым, в ноябре 1941 года.
«В тот день был огромный поток раненых. И когда один из раненых плакал, она подошла к нему, начала успокаивать, и он произнес такие слова: «Эх, сестричка, не об этом я плачу, а из-за того, что батю нашего убили», – поделилась воспоминаниями внучка Панфилова.
В это время войска вермахта уже перешли к решающей стадии наступления. На разъезде Дубосеково, тогда это был важный плацдарм на подступах к Москве, их встретили бойцы 316-й дивизии. Сражались отчаянно. Шли на смерть. Такого сопротивления немцы не ожидали. За пять дней ожесточенных боев их танки продвинулись не больше чем на 25 километров. Планы захватить столицу до холодов срывались.
Дивизии присвоили имя командира. Во время войны такой чести была удостоена только она. Панфиловцы стали образом бесстрашия и смелости. Истории их сражений поднимали боевой дух и рождали легенды.
В рядах легендарной дивизии воевали больше 10,5 тысячи солдат. Под стенами Москвы погибли свыше половины из них. Это было самое интернациональное формирование. В нем служили бойцы более 30 народностей.