Войти в почту

На Урале забуксовала программа развития коневодства

Программу развития коневодства в Свердловской области приняли десять лет назад. Проект рисовался масштабным: к 2020 году наладить племенную работу, запустить на уральские поля орловских рысаков, выращивать чистокровных русских тяжеловозов, а также по примеру Башкирии и Татарстана начать производство кумыса и деликатесов из конины.

На Урале забуксовала программа развития коневодства
© Российская Газета

Стартовые позиции были неплохими: на Среднем Урале тогда имели свои конефермы три крупных хозяйства, содержалось 700 чистокровных племенных лошадей, а сборный областной табун насчитывал более семи тысяч. Нашлись и инвесторы, готовые вкладываться в развитие коневодства. Но сейчас о программе предпочитают не вспоминать. "Какое развитие?! Сохранить бы то, что осталось", - печально констатируют эксперты. Журналист "РГ" и редактор Красноуфимской газеты "Вперед" (контент-партнер "РГ") решили выяснить, как в селах выживает коневодство и почему перспективы не доросли до бизнеса.

Табун Надежды

Свою первую лошадь жительница Красноуфимска Надежда Серебренникова купила с первой же зарплаты. Выложила все до копейки за соседскую кобылу по имени Белла. Коняга была в возрасте, но красивого окраса. Такую на скачки не отправишь, да и в хозяйстве проку немного, зато Надежда была счастлива, что спасла животное от угрозы отправиться на разделку к мяснику. Вот так, романтично, без просчитанного бизнес-плана, начала уралочка строить свое дело и вскоре открыла единственный в районе конный двор.

История Красноуфимска крепко связана с казаками. Старожилы помнят, как едва ли не в каждом крестьянском подворье была своя лошадь, использовалась по хозяйству: сена, дров привезти. Сейчас это редкость.

- Содержать коней - дорогое удовольствие. Кормов нужно много, уход, прививки, ветеринарный надзор. Это со стороны кажется, что животные большие и сильные, а они трепетные. Постоянно бди, как за ребенком, чтоб не поранились, копыта не сбили. Без любви к лошадям это дело вести невозможно, - признается Надежда.

Желающих путешествовать верхом пока немного, но животные себя окупают, зарабатывают и на корм, и на кров

Она вспоминает, как однажды спасали кобылу всей семьей. Из-за прогнившего пола та провалилась в глубокую пятиметровую яму. Ловушка к тому же оказалась узкой - животному не развернуться. Стали дно осторожно поднимать: насыпать опил и землю. Спускали на веревке еду и питье. До вечера бились, с трудом, но вызволили измученную лошадь.

Сейчас в табуне Надежды восемь голов. Хорошо, что в стройку вкладываться не пришлось: от бывшей коровьей фермы, которой владела семья, остались крепкие здания. Одно используют под конюшню, другое переделали в манеж, где обучают выездке. Круглый год хозяйка курсирует со своими лошадями то в городском парке, то на праздничных ярмарках, то отправляется с туристами по живописной округе Красноуфимска, к старинным железнодорожным виадукам. Для районного городка - забава необычная, желающих путешествовать верхом пока немного, но животные себя окупают, зарабатывают и на корм, и на теплый кров.

Есть еще задумка заняться иппотерапией: дочь Анастасия записалась на курсы, чтобы получить лицензию на этот метод реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Другая перспектива связана со строительством высокоскоростной трассы Казань-Екатеринбург. В Красноуфимске рассчитывают, что магистраль привлечет туристов и тогда путешествие верхом по местным красотам будет более востребовано.

Оформляться как индивидуальный предприниматель или фермерское хозяйство Серебренникова не спешит. Прибыль от дела пока мизерная, а на финансовую поддержку от госструктур она не рассчитывает: ни в одном из документов не нашла и намека на льготы. Для ведения дела хватает пока статуса "самозанятый".

В Красноуфимском районе есть еще один табун, на 40 лошадей, но он приписан к хозяйству в селе Манчаж и используется исключительно как гужевая сила. Не конкуренты, зато единственная возможность для Надежды обеспечить своих коней вакциной и лекарствами, получить помощь опытного ветеринара. Не в Екатеринбург же за сотни километров для лечения везти... Опять же в большом хозяйстве есть свой кузнец, сегодня подковать кобылу в глубинке - большая проблема. В местном управлении сельского хозяйства развитием конного двора не интересуются, а вот земляки наблюдают с любопытством: прокормит ли хобби семью?

Былая слава

- У нас считают, что разведение лошадей - городская забава. Кони для выезда, для скачек сельским районам ни к чему, поэтому и не интересуются нашими проблемами, - призналась "РГ" Мария Сулейманова, владелица конного двора под Артемовским.

В здешних полях не так давно гулял самый перспективный табун региона - более 250 племенных лошадей породы русский тяжеловоз. Ее на Среднем Урале начали разводить еще до Великой Отечественной войны, предприятие в Нижних Сергах снискало громкую славу по всему СССР - на его лошадях ездили Василий Сталин и маршал Жуков. Несмотря на легендарное прошлое в начале двухтысячных конезавод разорился, а через полтора десятка лет за возрождение былой славы взялся директор агрофирмы Сергей Эйриян.

Русских тяжеловозов сегодня выращивают в шести небольших частных хозяйствах

Он планировал не только разводить и продавать племенных жеребцов, но и выпускать кумыс и колбасы. Чисто арифметические расчеты обещали успех: в год кобылица дает от 2,5 до 4 тонн молока, конина считается дешевле говядины и даже свинины. Но запустить производство, которое процветает в южных степных регионах страны, на Урале не удалось. Более того, возрожденный в Артемовском конезавод до 2020 года не дожил, обанкротился.

- Думаю, помешало отсутствие в регионе системы поддержки коневодства. На словах все одобряли, а льгот никаких. Доводы местные чиновники приводили простые: в животноводстве дотируется производство молока, в птицеводстве - яиц... А в коневодстве какой постоянный продукт? Нет прироста продукта, нет и дотаций. Только однажды в области ввели субсидию на приобретение и выращивание племенных лошадей. Она была мизерной, выделяемых средств едва хватало на приобретение кормов, да и действовала не более двух лет,- вспоминает инспектор ВНИИ коневодства по Свердловской области Радмила Силачева.

Спортивный интерес

Эксперты до сих пор уверены: на Урале есть перспективы по развитию табунного мясного коневодства, хватает незасеянных лугов под пастбища и сенокосы, русских тяжеловозов выращивают в шести небольших частных хозяйствах, а жеребят активно продают в Тюменскую область. Всего, по неофициальным данным, в регионе содержат 3-5 тысяч лошадей, половина из них беспородные, остальные - рысаки, которые используются на скачках.

Именно спортивное направление, единственное из всех заложенных в программе, развивается: вокруг Екатеринбурга сосредоточено до семи десятков частных конноспортивных клубов, в том числе международного уровня, построен современный ипподром, регулярно проводятся межрегиональные соревнования по конкуру и выездам. Оно и понятно: большой город, денег хватает, чтобы содержать презентабельного рысака для азартных бегов. Но, подчеркивают эксперты, к племенному и продуктивному коневодству это имеет весьма опосредованное отношение. Они даже подчиняются разным министерствам: первые два - к минсельхозу РФ, спортивное - к минспорта.

- Понимаю, что это отличный драйвер для развития туризма, но, делая ставку только на развлечения, мы лишаем отрасль развития. Племенное коневодство вообще не может существовать без дотаций государства, оно себя не окупает, - считает Радмила Силачева.

Между тем

В Курганской области сумели сохранить баланс в развитии коневодства. Сейчас Зауралье - ведущий в УрФО регион по работе с племенными лошадьми. Хозяйствам, приобретающим молодняк возрастом от шести месяцев до трех лет, предоставляются субсидии, покрывающие 60 процентов затрат. По данным департамента АПК, в 2021-2022 годах животноводы закупили 375 жеребят, сумма компенсации превысила 15 миллионов рублей. Разведением лошадей занимаются более 100 сельхозпредприятий и фермеров. В хозяйствах всех категорий насчитывается 15,7 тысячи лошадей, более 11 тысяч - на личных подворьях. В некоторых районах они по численности скоро догонят коров.