«Не покидай меня» по драматической балладе Алексея Дударева в театре-студии Всеволода Шиловского
В театр Шиловского я хотел попасть давно, останавливали две причины. Причина 1. То одно. Причина 2. То другое. И попал я туда благодаря пространству «Внутри» , которое находится хоть и в центре, но законспирировано настолько, что найти его непросто, и выйти оттуда нелегко. В общем, на задворках Курского вокзала случайно столкнулся с девушкой, которая искала вход в метро. Разумеется, вызвался ей показать. По пути разговорились, выяснилось, что из 12 с лишним миллионов жителей Москвы – я познакомился случайно с актрисой театра Шиловского Юлией Латышевой, которая меня и пригласила на премьеру. Что это, как не знак от Мельпомены? Конечно, надо идти? И вот праздник Великой Победы я встречаю в уютном зале театра-студии Всеволода Шиловского, который расположен в одном из двориков неподалеку от Столешникова переулка. Всеволод Николаевич известен всей стране как великолепный актер и режиссер, однако уже много лет – он занимается педагогической деятельностью. И основа труппы театра – именно его студенты. Несмотря на то, что помещение под театр было получено Всеволодом Николаевичем как подарок на его 85-летие – театр ориентирован в первую очередь на молодежь. О чем сам руководитель театра рассказал перед спектаклем. И это действительно так. Увиденный спектакль – отличный вариант для похода на него всем классом. Он интересный, понятный, захватывающий и очень душевный. В основу легла пьеса известного советского и белорусского драматурга Алексея Дударева. Современный зритель знает его прежде всего как соавтора сценария отличного военного фильма «Брестская крепость». «Не покидай меня» - последнее крупное произведение автора, опубликованное в 2007-м году. В основу данной пьесы легли документальные факты подготовки белорусской наступательной операции. Сама история отчасти напоминает сюжет «А зори здесь тихие». Матерый разведчик, капитан, герой Советского Союза после тяжелого ранения должен возглавить подготовку особой разведывательной группы, в которую входят четыре девушки. Суть задания не разглашается, но подготовка должна вестись в ускоренном режиме по полной программе. Поначалу это получается не очень хорошо, капитан не может наладить контакт с молодыми девчонками, но к концу ему это удается. Это совпадает как раз с тем моментом, когда он узнает суть задания и понимает, что ведет девчонок на верную гибель. Но именно от выполнения ими приказа зависит судьба всей Белорусской наступательной операции (крупнейшей наступательной операции в истории). Он ничего не говорит им о перспективах, устраивает им прощальный ужин, ради которого достает шоколад, колбасу и даже шампанское. Финальная сцена – командир и четыре молодые девчонки стоят на берегу реки и по одной уходят на выполнение своего последнего задания. Всеволод Николаевич, проработавший во МХАТе 30 лет, постоянно подчеркивает, что миссия его театра – возрождение старых МХАТовских традиций. И это, действительно, так. Спектакль получился глубокий, при этом понятный решительно каждому, поднимающий вечные проблемы: любви, дружбы, патриотизма, самопожертвования ради общего дела. Конечно, есть у меня и претензии, их более чем достаточно, однако в данном случае высказывать их я просто не хочу. Это спектакль не для театралов, а для простых зрителей, в первую очередь, для молодежи. Для них, наверное, подобная форма, подобная подача, подобные образы – оптимальны. Суть понятна. Спектакль не затянут, несмотря на небольшой зал и простые декорации, в нем много динамики, отдельные сцены с большим количеством душевного юмора. Да, это трагедия, но трагедия легкая. Из актерского ансамбля – больше всего хотелось бы выделить Викторию Пархоменко, которая играла самую старшую из отряда. Ее героиня – девушка со сложной судьбой, побывавшая в немецком плену, которую ничем не удивить и не напугать. И вот, звучит песня на немецком языке, и железная леди впадает от этих звуков в натуральную истерику, которая показана очень эффектно. (Эту песню она слишком много слышала, находясь в плену). Как потом призналась сама актриса – в момент истерики я сама не понимала, что со мной происходит. Да, это хорошо, это по МХАТовски. Я однозначно рекомендую идти на «Не покидай меня» с детьми и внуками. Именно для них и делался спектакль, и именно им его очень важно и нужно посмотреть.