Как связаны свадьбы на Красную горку, Фомино воскресенье и Антипасха
12 мая в 2024 года, в первое воскресенье после Пасхи тоже праздник, имеющий сразу четыре имени: в народе - Фомино воскресенье и Красная горка. А в Церкви это Антипасха и Неделя апостола Фомы. О том, что означает загадочная "Антипасха" и при чем тут апостол Фома, чуть позже. Начнем с Красной горки - времени молодежных гуляний, свадеб и венчаний. Затем ответим, какое евангельское событие вспоминают на Фомино воскресенье в церкви? И, наконец, выясним, как связаны свадьбы да венчания на Красную горку с апостолом Фомой и праздником Антипасхой.
Почему Красная горка - время сватовства, знакомств, начало сезона свадеб и венчаний?
Имя "Красная горка" праздник получил от языческой традиции встречать в этот день восход солнца в поле, на природе. Красная горка была настолько любимым народным праздником, что бытовала поговорка: "На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба", ну а кто не успевал со свадьбой к Красной горке, тому совет: "На Красную горку/ Высматривай зорко/ Девицу в невесты себе…". А еще на Красную горку после девятинедельного перерыва начинались венчания. Почему девятинедельного? Считайте сами: венчания прекращались за неделю до Великого поста, с Масленицы, затем семь недель Великий пост, и после праздника Пасхи Светлая неделя - время радости, но, обратим внимание, радости духовной. И вот, наконец, когда все отдали дань духовному, с 12 мая, с Красной горки, венчания возобновляются. Также как возобновляется и поощряется сватовство с праздничными гуляниями.
"Сборы на гулянье". Фото: В. М. Максимов 1869 г.
Считалось, если девушка или парень проведут этот день, сидючи дома, коротать им оставшуюся жизнь с мужем непутевым, а с женой злой да глупой. Так что дома молодежь не засиживалась, но все-таки день начинался с воскресной службы в храме.
Почему день называется Неделя об апостоле Фоме или Фомино воскресенье? Какое евангельское событие вспоминают на Фомино воскресенье в церкви?
"Фомино воскресенье" - народный вариант церковного названия праздника "Неделя апостола Фомы". Тут стоит вспомнить, что на церковнославянском "неделя" - это день, когда ничего не делают, посвящая его Богу, то есть наше воскресенье. И в храмах в этот день вспоминают апостола Фому - одного из двенадцати учеников Христа, того, который усомнился, что Иисус воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа - событие, превосходящее любой человеческий опыт. Вот как это случилось.
В тот же день, когда растерянные последователи Христа не нашли Его Тела в гробнице, куда Его положили после Распятия, они собрались в доме, чтобы при закрытых дверях обсудить произошедшее. Фомы среди апостолов не было. Вдруг, как сообщает Евангелие, перед ними явился Иисус, приветствуя Своих учеников: "Мир вам!" Церковь объясняет: для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное тело Господа не подчинялось законам физического мира, и можно только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от трагических событий последних дней. Естественная реакция - недоверие к тому, что они видят.
И дело тут не только в апостолах. Богословы склонны считать, что преображенное тело воскресшего Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о "теле духовном". Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, потому лучше вернемся к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Христа поражены, они, испугавшись, подумали, что видят духа. И тогда Иисус говорит: "Посмотрите на руки и ноги Мои, рассмотрите Меня: это Я, ведь дух плоти и костей не имеет!"
Подчеркну, Фомы - верного и отважного последователя Христа при этом явлении Иисуса ученикам не было. Поэтому, когда апостолы поведали ему о произошедшем, Фома усомнился в их рассказе, сказав знаменитую фразу: "Пока я не вложу перста своего (то есть своего пальца) в раны от гвоздей, не вложу руки своей в ребра Его, не поверю".
В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко "неверующий", что несправедливо. Фома был как раз верен и предан Христу. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего Лазаря, все ученики останавливают Его: "Не ходи, это опасно!", а вот Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: "Пойдем, и мы умрем с ним!" Такова верность "неверующего" Фомы. То есть речь здесь не о неверии как неверности, речь о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, он материалист - ему надо осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же? И тут важный момент: верность не исключает критического взгляда на вещи. Верность не слепа, она не должна выключать мозг. Но вернемся к нашей истории.
"Неверие святого Фомы". Фото: Рембрандт Харменс ван Рейн, 1634г.
Через восемь дней ученики Христа вновь собрались вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь опять заперта. И опять Иисус вошел, встал в середину и произнес: "Мир вам!" А затем сказал Фоме: "Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!.." - Иисус будто слышал то, что говорил Фома без Него. И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: "И не будь неверен, но верен". Понятие "вера" включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. И Фома слышит этот призыв. Ему уже не нужно осязать раны и уже не нужны доказательства. "Ты поверил потому, что Меня увидел, - говорит ему Иисус. - Блаженны же не видевшие, но уверовавшие".
Что означает имя праздника "Антипасха"?
На первый взгляд непонятное слово "Антипасха" в переводе с греческого означает "вместо Пасхи". То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее нам о Воскресении Христа. Вот это новое явление Воскресшего Христа Своим ученикам, апостолам и отмечается Антипасхой.
Как связаны праздник свадеб и венчаний с днем в честь апостола Фомы и Антипасхой?
После того, как мы разобрались в сути каждого из названий праздника, найти связь между Красной горкой, Фоминым воскресеньем и Антипасхой не так уж и сложно. Смотрите, слово "доверие" одного корня со словом "вера", с другой стороны, без открытости, которая есть результат доверия, невозможна любовь. Так стержень "вера - доверие - любовь" объединяет три такие разные грани одного праздника.
"На качелях". Фото: Н. А. Ярошенко, 1888 г.
Светлая неделя прошла, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (13 июня 2024 г.). Пасха не закончилась, радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма - в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. У поэта Серебряного века Михаила Кузмина есть дивные строчки о том, что человек всегда может увидеть присутствие Божье в нашем мире: "В этой жизни Божья ласка/ Словно вышивка видна..." Мир в эти Пасхальные весенние дни пронизан Божественной любовью, и эта Божественная любовь освящает все стороны человеческого бытия, надо только суметь увидеть Божью ласку на холсте своей жизни.
Будут трепетны и зоркиБегать пары по росеИ на Красной, Красной горкеОбвенчаются, как все.
(М.А. Кузмин, 1921 г.)