Елена Блаватская – тонкости биографии, идеи и мнения о философе, учёном и деятеле культуры
«Человеческий дух доказывает существование божественного духа так же, как одна капля воды доказывает существование источника, откуда она пришла».
Елена Петровна Блаватская (при рождении Хан фон Роттенштерн) родилась 12 августа 1831 года. В широких кругах известна просто – «Мадам Блаватская».
Мистик, писатель и ведущий теоретик теософии. Её биография достаточно спорная, так как она часто фальсифицировала факты своей жизни, и намеренно предоставляла ложные факты о себе.
Елена Блаватская в 1877 году. Источник Википедия.
Детство мадам Блаватской
Елена Петровна Хан фон Роттенштерн родилась в Екатеринославе, в аристократической семье. Её мать, Елена Андреевна Ган фон Роттерштерн, родила в 17 лет. Самостоятельно обучилась грамоте и другим наукам, так же как и её мать – княгиня Елена Павловна Долгорукая. Отец Блаватской – Пётр Алексеевич Ганн фон Роттенштерн – потомок великого рода Ган. Служил капитаном, а после — полковником королевской конной артиллерии. Дедушка Блаватской по материнской линии, Андрей Фадеев, был гражданским чиновником при императорской власти.
Несмотря на русские и немецкие корни, в Блаватской также течёт благородная французская кровь. Её прадед был дворянином-гугенотом, бежавшим в Россию из Франции. Спасаясь от преследований, он поступил на службу к Екатерине Великой.
Сразу после рождения Елену окрестили в православной церкви. На тот момент по Российской империи гуляла эпидемия холеры, которая не обошла стороной и Елену Андреевну сразу после родов. Врачи боялись, что они не смогут побороть недуг, но и мать, и ребёнок выжили.
Отец Блаватской впервые увидел дочь только тогда, когда ей исполнилось полгода. Всё это время он находился в Польше, где принимал участие в Ноябрьском восстании против российского правления. Военная карьера отца предусматривала различные командировки, поэтому семья маленькой Елены часто переезжала. Когда Лене было 2 года, у неё умер младший брат, которому вовремя не оказали медицинскую помощь. В 1835 году Елена с матерью уезжают в Одессу, где у неё рождается сестра Вера.
Вскоре дед Блаватской был назначен попечителем Калмыцкого народа в Центральной Азии, Елена с матерью едут с ним в Астрахань. Там они знакомятся с калмыцким вождём Тюменом. А так как практически все калмыки придерживались тибетского буддизма, именно здесь Блаватская впервые и познакомилась с этой религией.
Детство в переездах, возможно, стало ключевым моментом в формировании личности мадам Блаватской.
Иллюстрация Екатеринослава — места рождения Блаватской – в том виде, в каком он появился в начале 19 века. Источник Википедия.
Юность, замужество и путешествия
В середине 1942 года в возрасте 28 лет от туберкулёза умирает мать Блаватской. После смерти матери Блаватская видит сны. Ей снятся «тупые лица палачей, убивающие людей». Она знала, что это пророческие сны.
Воспитание детей упало на плечи бабушки и деда по материнской линии. Они переезжают в Саратов, где дед Андрей числится губернатором Саратовской губернии.
Бабушка старалась дать детям всестороннее воспитание. Елена много читала, изучала французский, музыку и искусство.
В зрелом возрасте она скажет, что именно в Саратове нашла старую библиотеку прадеда, князя Павла Долгорукого. Там она нашла много литературы по эзотерике, что и спровоцировало её интерес к ней.
Проверить эту информацию не имелось возможности, впрочем, как и то, что в это время у неё начались видения. Блаватская утверждала, что она в своих видениях познакомилась с таинственным индийцем, которого позже встретила вживую. Возможно, это и было одним из первых появлений «Учителей» в её жизни.
Позже она переезжает в Грузию, в Тифлис. Там её дед получил назначение на должность управляющего государственными землями в Закавказье. По поздним утверждениям Блаватской, опять же неподтверждённых, там у неё происходили астральные путешествия и другие паранормальные явления, в том числе повторные встречи со своим таинственным индийцем.
Картина, изображающая Блаватскую и её мать, под названием «Две Елены (Хелена Хан и Елена Блаватская)», 1844-1845. Источник Википедия.
Путешествия. Замужество. Тибет
Едва Елене исполнилось 17 лет, она даёт согласие выйти замуж за 40-летнего Никифора Блаватского. Позже она расскажет, что единственная причина её решения – вера её будущего мужа в магию. 7 июля 1849 года церемония бракосочетания состоялась.
Никифор Владимирович занимал пост вице-губернатора Эриванской губернии. С молодой женой они переезжают в Сардарский дворец, откуда вскоре после церемонии Елена неоднократно пыталась сбежать.
В конце концов, Блаватский сдаётся и отправляет жену в Одессу, к отцу. Сама Блаватская утверждала, что сбежала от сопровождающих и подкупила капитана корабля, чтобы уплыть в Керчь и далее в Константинополь.
Так начались её 9 лет увлекательных путешествий по всему миру.
Мадам Блаватская не всегда вела дневники, поэтому проверить достоверность её слов не представлялось возможности. С этого момента «миф и реальность в биографии Блаватской сливаются воедино».
В 1851 году Блаватская едет в Париж, а затем в Англию. Именно там, по её словам, она встречает таинственного индийца. Это был индус, которого она называла «Учителем Морией». По её противоречивым показаниям, он сказал ей уезжать в Тибет.
Она отправляется в путешествие по городам мира, задерживается на пару лет в Индии, но в Тибет её не пускает британская колониальная администрация. Далее её показания постоянно меняются. По одним она сумела-таки попасть в Тибет, а по другим нет.
Затем, опять же, по словам самой Блаватской, она получила послание от Мории, который писал, что ждёт её в Константинополе. Вместе они проехали через Турцию, Персию, Афганистан и Индию, и наконец, попали в Тибет.
Блаватская утверждала, что в Тибете она освоила древний неизвестный язык Сензар, переводила тексты из монастырей, зайти в которые ей не позволили. В Тибете у неё развились экстрасенсорные способности, телепатия, ясновидение, яснослышание и способность «управлять чужим сознанием». Среди её способностей были также сомнительные – «дематериализовывать и рематериализовывать физические объекты, а также проецировать свои астральные тела, тем самым создавая видимость того, что они находятся в двух местах одновременно».
По словам Блаватской, она находилась в духовном изучении с 1868 по 1870 годы. Однако все эти факты, как и многие другие, критиками и биографами поставлены под большие сомнения.
Елена Блаватская, ок. 1850. Источник Википедия.
Теософия Блаватской
В 1875 году в Нью-Йорке Елена Блаватская вместе со своими сторонниками основала Теософское общество. Благодаря этому теософия стала распространяться в Азии, США, странах Европы и России. В начале 19 века по всему миру издавались более 50 теософических журналов. У нас в России это «Вестник теософии», «Теософическое обозрение» и «Теософская жизнь».
Теософия (с древнегреческого «божественная мудрость») – синкретическое религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством.
Исследователи трудов Елены Блаватской расходятся во мнениях. Одни считают теософию религиозной философией, другие — мистикой. Некоторые и вовсе считают, что это эзотерические учения или космизм.
Стоит отметить, что теософия Блаватской не имеет ничего общего с ранними теософскими концепциями. Её учение объединяет разные вероисповедания «через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов».
Учение Блаватской основано на доказывании того, что «природа — это не сочетание атомов». Елена Блаватская старалась указать людям их «законное место во Вселенной».
Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.
Блаватская писала о происхождении Вселенной, реинкарнации и законах кармы:
«Закон кармы вечный и неизменный. Это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с её законами, или же нарушаем их».
Теософия Блаватской не признаёт наличия личностного Бога, но признаёт существование безличного божества, как бесконечного космического принципа.
Монастырь Ташилхунпо, Шигацзе, место, где, по утверждению Блаватской, хранились тексты Сензара, которые она перевела. Источник Википедия.
Последние дни мадам Блаватской
Елена Блаватская скончалась 26 апреля 1891 года от гриппа. Согласно её воле, тело было кремировано, а прах развеян в трёх центрах теософского движения – в Лондоне, Нью-Йорке и индийском Адьяре. День смерти Блаватской отмечается последователями как «день Белого Лотоса». Теософское общество существует и по сей день.
Философ или фантазёрка?
К Елене Блаватской относились по-разному. Одни современники считали её философом и мыслителем, другие – шарлатанкой и умалишённой. На её спиритических сеансах могло заиграть закрытое фортепьяно, а сама она написала несколько книг «под диктовку» высших сил.
Имя мадам Блаватской постоянно было на слуху. О ней много писал мыслитель Владимир Соловьёв, среди её последователей были Рерихи. Даже Лев Толстой читал труды Блаватской, в том числе и теософский журнал под её редакцией.
Её последователи выражали безмерную благодарность. Так, автор книг и статей по вопросам теософии и религии Вильям Кингсланд пишет:
«Меня притягивало в ней иное: благая весть, которую она нам принесла, заставила меня полюбить её, и я смотрел на Елену Петровну не только как на друга и учителя, но и как на нечто бесконечно более высокое».
Американский писатель Чарльз Джонстон также восхищался своей наставницей.
«Это чувство её силы нисколько не давило и не унижало слабых, это было впечатление глубины и такого размера души, который охватывает всякую суть до самого первоисточника. Это первое впечатление силы постепенно смягчалось её удивительной сердечной добротой, всегда готовой забыть себя и отдаться нуждающемуся».
Член парламента Герберт Бурроу за два года принял учения Блаватской как истину:
«Истинная Елена Петровна показывалась нам только изредка и случайно, и единственный ключ к пониманию этой необыкновенной натуры — в том живом примере, который она давала нам своей самоотверженной жизнью. Жизнь эта научила нас видеть цель не в личном благе, а в служении миру, в служении без ропота, до самого конца».
Блаватская в 1875 году. Источник Википедия.
Несмотря на то что доказать слова Блаватской не представлялось возможным, все были убеждены в одном: неважно где она была, важно – с какой приверженностью и страстью она искала древние знания о мире.
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Бессмертие души: идеи, учения, высказывания известных философов