«Что я скажу твоим родителям?»: приключения молдавского ансамбля «Дюз-Ава» на БАМе
Легендарная стройка СССР, покорившая сердца молодежи из всех советских республик, в этом году отмечает юбилей. 50-летие Байкало-Амурской магистрали – повод еще раз вспомнить о приключениях, которые остались за плечами молдавских артистов из ансамбля песни и танца «Дюз-Ава».
Одновременно со строителями на БАМ в Сибирь приезжали и агитбригады. Рабочих поддерживали песней. На импровизированных сценах выступали известные артисты и танцевально-песенные коллективы из разных советских республик. Так, прямиком из Молдовы на Байкало-Амурскую магистраль попали и артисты из ансамбля «Дюз-Ава». Случилось это в 1979 году. Пели и танцевали в поселке Кечера. В концертной программе «Дюз-Авы» были молдавские, русские и гагаузские номера. Для полноценной работы коллективу были нужны национальные инструменты, которые привезли из Молдовы. «Дюз-Ава» в переводе на русский язык – «плавная мелодия». Коллектив получил название по одноименному танцу. Он входил в репертуар и во время выступлений на стройке века.
Инструменты
Весело, с песней, танцами и… музыкальными инструментами. Приключения по дороге на Байкало-Амурскую магистраль были отнюдь не скучными. Музыканты и танцоры радовали попутчиков своими выступлениями, поднимая им настроение и делая поездку более яркой. Одно из выступлений и вовсе состоялось в аэропорту. Случай забавный, вспоминает танцор коллектива.
«Аэропорт был забит. Мест, где посидеть, не было. И дядя Георгий достал кауш – национальный молдавский музыкальный инструмент – и начал играть гагаузскую мелодию. Тут один из пассажиров, обмотанный шарфом, встал на колени и начал хлопать. Один, другой... Ребята расчехлили инструменты. Танцоры сняли шапки. А Семен Васильевич, наш руководитель, говорит: «Занимайте места, пока свободные, как раз лететь скоро», – рассказывает Илья Минчогло.
Поездка в составе артбригады для Ильи Минчогло стала незабываемой. Впечатления оказались настолько яркими, что многие моменты артист помнит в деталях спустя десятилетия. Одна из таких связана с транспортировкой музыкальных инструментов. В Сибирь «Дюз-Ава» везла их прямиком из Молдовы. Некоторые были увесистыми. Цимбалы, например, весят около 90 килограммов.
«Цимбалы доставались нам, танцорам, не музыкантам. Каждый музыкант брал свой инструмент. Петр Ильич брал ножки от этих цимбал и говорил: «Хотите, чтобы мы вам играли – тащите». Я куда не убегал от этих цимбал, они все равно мне доставались: с парохода на шлюпку, со шлюпки на причал, туда-сюда. Они в чехле были упакованы – тяжелые. И, что особенно интересно, мы куда бы ни приезжали, нам всегда говорили: «О, смотри, пианино понесли», – вспоминает Илья Минчогло.
Вместе с забавными ситуациями с коллективом случались и волнительные. Как, например, в Иркутске, где музыканты также выступали. Руководитель «Дюз-Авы» забыл в троллейбусе дипломат с нотами. Восстанавливать материал пришлось на слух!
«И в то время, пока молодежь праздно проводила время на пароходе, Семен Васильевич восстанавливал ноты. Что-то ему на аккордеоне наигрывали. А наш Георгий Куртев, который играл на кауше, из ножек стула ножичком вырезал палочки для цимбал, которые остались вместе с нотами в дипломате», – рассказывает Татьяна Щеголева.
Дружба на всю жизнь
Для самых юных участниц коллектива Татьяны Щеголевой и Натальи Иовчу полет на самолете чуть ли не на другой конец света на тот момент жизни стал главным событием. Скрипачкам было всего по 14 лет. Сегодня они с трепетом вспоминают, как здорово было оказаться в гуще события всесоюзного масштаба вместе со старшими товарищами. С тех пор совместное творчество переросло в крепкую дружбу. А 50-летие БАМа – еще один повод вспомнить, как все начиналось.
Татьяна Щеголева хорошо помнит, как волнительно было отпрашиваться у родителей. Для несовершеннолетней девочки эта миссия была невыполнимой. Поэтому вся ответственность легла на плечи руководителя «Дюз-Авы» Семена Васильевича Пометко.
«Он пришел ко мне домой, чтобы отпросить меня у родителей. Они не хотели отпускать. Но Семен Васильевич все-таки настоял и убедил отца. И отец говорит: «Ну, значит, на это время ты, Семен Васильевич, будешь исполнять обязанности отца», – вспоминает Татьян Щеголева.
Так девочки Таня и Наташа отправились на первые крупные гастроли. Воодушевленные скрипачки решили не отставать от взрослых коллег, и чтобы соответствовать старшим товарищам, во время полета фломастерами сделали макияж. Случай оказался настолько впечатлительным, что эту историю уже взрослые скрипачки Татьяна и Наталья без смеха рассказать не могут.
«Когда вышли с трапа самолета, наш коллега, духовик Василий Георгиевич, говорит «О, коллеги!». Ну, хотели выделиться насколько это возможно. Татьяна Ивановна и прическу себе сменила. Мы старались не подражать, а идти в ногу со взрослыми, нам казалось, что мы можем», – вспоминает скрипачка Наталья Иовчу.
Гастроли на БАМ у коллектива длились без малого две недели. Участники коллектива активно проводили свободное время. Порой даже меняли имидж. С этим связано еще одно воспоминание Татьяны Щеголевой.
«Это же было в канун Олимпиады, в 1979 году. Она широко рекламировалась. И в моде даже была стрижка под названием «Олимпиада». Когда мы уехали из дома, у меня были достаточно длинные волосы. Но мы зашли в одну парикмахерскую в Иркутске и выбрали первую попавшуюся женщину. И она спрашивает: «Как будем стричься?». И я говорю: «Ну, «Олимпиаду»!». А у меня еще ободок был. В общем, в общежитие я пришла с ободком в руках. Стрижка «Олимпиада» была очень короткая, и Семен Васильевич, когда меня увидел, говорит: «Что ты с собой сделала, где твои волосы, что я скажу твоим родителям?» – вспоминает Татьяна Щеголева.
Совместных воспоминаний у Татьяны Щеголевой и Натальи Иовчу много. Скрипачки по-прежнему дружат. И до сих работают в одном коллективе. Интересно, что их дочери пошли по музыкальным стопам мам и тоже занимаются музыкой.
Свои «иностранцы»
На Байкало-Амурскую магистраль приезжали люди разных национальностей. Участников «Дюз-Авы» порой принимали за зарубежных гостей. Из-за общения между собой на родном, гагаузском, языке.
«Были на Ангаре. И наши ребята разговаривали на гагаузском языке, их принимали за иностранцев. Такой случай был у нас с Петром Маневым, у него попросили жвачку, и он на русском ответил: «Дядя сам хочет жвачку», – рассказывает Татьяна Щеголева.
Однажды афиши коллектива и вовсе произвели фурор. Случилось это как раз перед одним из выступлений. «Дюз-Аву» восприняли за шведский коллектив ABBA.
«И самое примечательное, афиша была написана на двух языках: на русском и латинском, и если мы читаем вторую часть, то получается «АВА», поэтому и говорили: «Ой, АВВА приехала! Такая радость. Только «Дюз» впереди – это непонятно что», – рассказывает танцор ансамбля «Дюз-Ава» Юрий Греков.
Во время гастролей участники ансамбля посетили множество интересных мест, познакомились с местными традициями и обычаями. Это путешествие стало для «Дюз-Авы» не только профессиональным вызовом, но и незабываемым опытом, который запомнился на долгие годы.