Историк Хлобустов в годовщину убийства адвоката Маркелова напомнил о преданности профессии

Адвокат Станислав Маркелов и молодая журналистка Анастасия Бабурова были убиты 19 января 2009 года в Москве. Как установило следствие, киллер поджидал юриста возле Независимого пресс-центра на Пречистенке после пресс-конференции.

По подозрению в убийстве были задержаны Никита Тихонов и Евгения Хасис. 6 мая 2011 года Мосгорсуд приговорил первого к пожизненному заключению. Девушка была осуждена на 18 лет колонии общего режима.

Маркелов, которому на момент гибели было 34 года, известен участием в громких судебных процессах. Он занимался делами, связанными с военными преступлениями, правозащитной и экологической тематикой. Бабурова же на тот момент была студенткой факультета журналистики МГУ и работала в одной из столичных редакций.

Эксперт Фонда национальной и международной безопасности, историк спецслужб, полковник КГБ в отставке Олег Хлобустов в беседе со «Свободной Прессой» отметил, что для большинства молодежи, граждан России, наверное, это забытая фамилия. Сегодня ему исполнилось бы 50 лет.

«Он очень рано определил свою гражданскую позицию. Вот один из первых примеров — октябрь 1993 года и события в Москве. Маркелов, как член спонтанно возникшей санитарной бригады имени Максимилиана Волошина, около телецентра Останкино с другими добровольцами лезли под пули для того, вытаскивая раненых», — напомнил собеседник издания.

В 1996 году Маркелов закончил юридическую академию и устроился в адвокатскую контору. Он с самого начала брался за сложные процессы, в том числе по политическим обвинениям.

«Это категория дел очень нелюбима у юристов. Это так называемый назначенный защитник, у которого минимальная ставка оплаты от государства за предоставляемые гарантийные услуги. Он сознательно шел на это во имя тех идеалов правосудия, которые воспитывались у студентов-юристов в советские годы, хотя это уже была середина 90-х. Станислав был предан идеям. У нас сейчас плохо относятся к слову идеалист, а он был идеалистом как раз в том плане, что у него были идеалы свои, и он готов был работать во имя реализации идеалов на практике», — пояснил Хлобустов.

Он уточнил, что Маркелов брался за совершенно разные дела. Нередко это были те, за которые адвокаты подвергаются осуждению, поскольку они защищают якобы преступника.

«Кто знал его, многие говорили, что это политическое убийство, по сути дела, террористический акт, связанный с его профессиональной деятельностью, чего вообще не должно быть. Кстати сказать, мафия, западные террористы никогда не трогали защитников, поскольку они понимают, что это государственный, юридический институт, и они сами могут прибегнуть к его защите. И если их изобличат в нападение именно на представителей этой профессии, то профессиональное сообщество выберет и даст им самых никчемных адвокатов, которые не смогут их качественно защищать», — подчеркнул историк.

Хлобустов еще раз указал на искренний профессионализм Маркелова. По словам эксперта, выбор профессии накладывает определенные обязательства, иногда сопряженные с опасностью, о чем Станислав знал и хорошо понимал.