Операция «Анадырь». Зачем СССР развернул на Кубе ракеты?
60 лет назад советское руководство приняло решение о проведении операции по доставке и развёртыванию на Кубе баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14.
Операция получила название «Анадырь». Такое наименование было призвано ввести в заблуждение Соединённые Штаты. Американцы должны были поверить в легенду о масштабных учениях по перевозке морем военных грузов в арктические регионы СССР.
В целом задумка советского Генштаба удалась. Советский Союз смог практически незаметно доставить всё необходимое до кубинских берегов и создать угрозу ядерного удара почти по половине территории США.
Всё было правильно
На Западе принято считать, что именно дерзкий манёвр СССР послужил причиной Карибского кризиса, поставившего две сверхдержавы и остальной мир на грань ядерной войны. Однако хронология развития военно-политической обстановки, позволяет сделать вывод о том, что к самому высокому на сегодняшний день уровню напряжения привёл комплекс вполне объективных факторов.
Несмотря на колоссальные усилия, по состоянию на начало 1960-х годов СССР серьёзно отставал от США в ракетно-ядерной сфере и не имел паритета в подавляющем большинстве видов обычных вооружений.
Пользуясь своим промышленным и технологическим превосходством, а также инфраструктурой НАТО, Соединённые Штаты активно развёртывали ядерные вооружения, способные поражать объекты на европейской части СССР. В частности, Советский Союз крайне болезненно воспринял появление в 1961 году в Турции американских ракет средней дальности PGM-19 Jupiter.
Иными словами, Советскому Союзу требовалось то, что в современной российской военной и политической лексике называется ассиметричным ответом.
И географически, и политически больше всего для этого подходила Куба. В 1959 году на Острове свободы произошло свержение диктатора Батисты, сделавшего из страны фактическую колонию США.
К власти пришёл революционер Фидель Кастро. Он не сразу определился с идеологией нового государства, но в условиях стремления Вашингтона вернуть Кубу под свой контроль просоветская ориентация была, по сути, предопределена.
Москва широко поддерживала Остров свободы экономически и активно поставляла туда вооружение вместе с военными специалистами. Кастро, по всей видимости, высоко ценил такую щедрость СССР, но на предложение разместить баллистические ракеты отреагировал сначала негативно.
Из известных нам источников следует, что этот вопрос обсуждался с Кастро во время визита советской делегации на Кубу (29 мая-9 июня 1962 года). В эту поездку отправился главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) СССР Сергей Бирюзов.
В итоге Кастро удалось уговорить, апеллируя к высокой вероятности повторения американской агрессии. Напомним, в апреле 1961 года ЦРУ провело на Кубе военную операцию «Плутон», когда по острову были нанесены удары американских ВВС, а потом на берег высадился десант из вооружённых эмигрантов.
Гаване удалось подавить попытку госпереворота. Однако Кастро осознавал, что просто так Вашингтон не будет мириться с антиамериканским режимом в Карибском бассейне, который к тому же дружит с Москвой. Официальный документ о размещении на Кубе баллистических ракет был заключён в конце июня 1962 года, когда Кастро посещал столицу СССР.
Но был ли у Советского Союза всё-таки другой вариант ответа США? Могла ли наша страна не поднимать ставки настолько высоко?
Чтобы оценить обоснованность операции «Анадырь», можно взглянуть и на современную ситуацию для России, особенно в условиях краха Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Основополагающего акта с Россия-НАТО, по которому альянс и Москва отказывались воспринимать друг друга в качестве противников.
Сейчас как никогда очень сильны голоса пацифистов, но исторический опыт взаимодействия с Вашингтоном и нынешняя обстановка отчётливо демонстрируют, что только угроза физического уничтожения объектов Соединённых Штатов заставляет американцев идти на реальные уступки.
Да, России ни раз приходилось резко повышать градус напряжения, рискуя жизнями миллионов людей. Однако у этих действий был смысл. Американцы всегда были сильнее и редко стеснялись применять свою мощь для давления на нашу страну.
Без относительно большого количества ядерного оружия в сравнении с арсеналом США и эффективных средств его доставки наша страна не устояла бы в холодную войну и не устояла бы и сейчас.
Карибский кризис продемонстрировал, какое «благотворное» воздействие может оказывать на политику Вашингтона осознание риска пропустить ядерный удар.
В 1962 году гипотетически американцы имели возможность устроить жесточайшую морскую и воздушную блокаду Кубе, останавливая как военные, так и гражданские грузы. Остров свободы и советский гарнизон могли бы оказаться в критическом положении.
Однако США предпочли не повышать ставки. Они обнаружили ракеты 14 октября, когда их постановка на боевое дежурство находилась в завершающей стадии. Поначалу с Москвой пытались говорить на языке ультиматумов, но 27 октября Вашингтон пошёл на заключение договора, согласно которому он обязался убрать PGM-19 Jupiter.
Но самое главное, что Соединённые Штаты стали разговаривать с СССР как с равным партнёром. Между двумя сверхдержавами установилось то, что называется стратегическим диалогом.
Конечно, планы взаимного уничтожения и острое геополитическое противоборство никуда не ушли. Но в критический момент Москва и Вашингтон научились находить компромиссы, спасающие планету от превращения в ядерный пепел.
«В крайне тяжёлых условиях»
Огромная заслуга в успешной реализации «Анадыря» принадлежит Генштабу ВС СССР, который смог сконцентрировать материальные и транспортные ресурсы. Несмотря на то, что об операции знал достаточно широкий круг лиц, до разведки НАТО и участников миссии информация не дошла.
Военнослужащие узнавали о том, что направляются на Кубу только в водах Атлантики.
Наряду с офицерами Генштаба самых высоких похвал заслуживают непосредственные исполнители распоряжений руководства СССР по развёртывания баллистических ракет на Острове свободы. Они без всяких бытовых удобств, полуголодные, в жуткой жаре и духоте провели около месяца в трюмах пока не припыли к берегам Кубы. Часть военнослужащих не выдержала таких испытаний.
«Переход судов проходил в крайне тяжёлых условиях. Температура внутри судовых трюмов нередко достигала выше +50°С. Пища выдавалась два раза в сутки в ночное время. Многие продукты — сливочное масло, мясо и овощи — из-за высокой температуры быстро портились. В таких условиях не обошлось без болезней и даже смерти людей. Хоронили военнослужащих по морскому обычаю — зашивали в брезент и опускали в море», — говорится в материалах Минобороны России.
Тяжело советским военнослужащим пришлось и на Кубе, где предстояло проделать колоссальный объём работы по оборудованию огневых позиций и организации прикрытия, в том числе воздушного. Однако эти задачи были выполнены в полном объёме, причём опять-таки незаметно для США.
О высоком уровне боеготовности советской группировки красноречиво говорит тот факт, что развёрнутые на Кубе средства ПВО сбили американский разведывательный самолет U-2, а ракетный полк береговой обороны предотвратил высадку десанта.
Данные о советских потерях в ходе Карибского кризиса по-прежнему не раскрываются. Есть только официальная информация о погибших и умерших с 1 августа 1962 года по 16 августа 1964 года. За это время страна потеряла 64 человека.
Участники операции «Анадырь» — настоящие герои. Благодаря их находчивости, интеллекту, стойкости и отваге Советский Союз спас Кубу от американской интервенции и достиг поставленных целей в сфере обеспечения собственной безопасности.