Новая «Берёзка»: МИД РФ перешел на мелкую, но престижную торговлю
В Москве и Петербурге откроются магазины беспошлинной торговли для иностранцев. Сейчас готовятся необходимые документы. Сразу вспоминаются знаменитые советские «Берёзки», полные импортных товаров, рассадники «фарцы», ставшие прологом к современному капитализму. К чему готовят россиян, вновь учреждая такого рода точки?
По данным Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, отовариваться в новых «комках» смогут сотрудники посольств, международных организаций и члены их семей. Причём, попасть в магазин можно будет только при предъявлении документов, удостоверяющих аккредитацию при нашем внешнеполитическом ведомстве.
Информация о покупателях и купленных ими товарах будет фиксироваться и передаваться в дипломатический корпус МИД РФ. Алкоголь для официальных мероприятий продадут исключительно по заявке, подписанной главой организации или ведомства. В ней придётся указать не только количество бутылок, но и цель приобретения горячительных напитков.
Цены будут в рублях, долларах и евро. Покупателям выдадут чек с надписью Duty Free. Процесс запущен на фоне сокращения количества таких магазинов в РФ (на 32%, а в аэропортах на 40%). В 2022-м Duty free просили помощи у государства, так как из-за резкого падения международного пассажиропотока оказались в критическом положении.
Возможно, в стремлении хоть как-то поддержать беспошлинную торговлю и стоит искать причину новшества. Авиаотрасль сейчас в кризисе не только из-за падения пассажиропотока, но и в связи с постоянными поломками иностранных самолетов в отсутствии комплектующих. Но главное, из-за СВО третий год закрыто множество аэропортов на юго-западе страны.
Вот и решил кто-то возродить «Берёзки», подогреть нуждающихся. Тем более, на проект можно поставить «своего» человека. Кажется, это называется кумовство. Хотя сама идея выглядит малоперспективной: трафик товаров через границу не ограничен, многие из них ценой до 200 евро, пошлинами не облагаются. На рынке всё есть. Зачем огород городить?
Разве что со временем для россиян введут выездные визы. Тогда востребованность подобных магазинов действительно резко вырастет. Даже если «окно в Европу» сразу полностью не захлопнется, «форточка» останется, все поймут, куда ветер дует, возникнет ажиотажный спрос, новый формат начнёт процветать, а кто-то озолотится.
Но если причина чисто экономическая, тем более, если кто-то решил создать поляну под себя, то подобные вещи обычно делаются быстро. Пока не угнали идею. Хватательные рефлексы, они мгновенные. Но, оказалось, что этому проекту скоро уже два года (постановление правительства от июля 2022-го), а воз и ныне там.
Такая нерасторопность в казалось бы уже решенном деле выдаёт неповторимый стиль работы отечественной бюрократии (на третий год боевых действий это стало особенно очевидно - войскам без помощи волонтёров по-прежнему трудно). Медленно мелет мельница богов. То есть чиновников и хозяйственников от дипломатии.
В этом они отстают даже от своих бывших коллег по МИД СССР. Во всех странах Евразийского экономического союза, утверждает «Ъ», спецмагазины для сотрудников дипмиссий давно созданы. Называются Белоруссия, Казахстан и Армения. Может, в геополитически ведомых странах у дипломатов просто меньше работы?
И всё-таки любопытно, что двигает МИДом, чтобы сейчас, в самый разгар мощнейшего военно-политического противостояния России со всем Западом (ультиматум НАТО от 2021 года — работа Смоленской площади), вдруг увлечься мелкой торговлишкой? Или это предвидение, закладка на будущее? Например, подготовка к военному положению?
Верится с трудом. Судя по тому, как наши дипломаты упустили Украину, где послы Черномырдин и Зурабов годами занимались лишь газовым транзитом, игнорируя русский вопрос, что и привело теперь к СВО, или Армению, которая превратилась из союзника, чуть ли не во врага, Казахстан, который смотрит на Британию, предвидение — не их чашка чая.
А что если причины новой инициативы носят психологический характер? Не умея навязывать соперничающим с нами странам свои условия, удерживать союзников, эффективно поддерживать «своих» за рубежом (порой даже не понимая, зачем это нужно), наши дипломаты взялись за более простые, посильные им задачи. Торговать — не воевать.
Развивая эту догадку, можно предположить, что в дипломатической среде наблюдается своего рода «ресентимент» в отношении наших противников на Западе. «Тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе», чувство зависти по отношению к врагу, что часто приводит к демонстративному его отрицанию.
Отсюда все эти драконовские требования: предъявите документы, мистер; хотите купить виски - заполните анкету и поясните, зачем? Нет, унижать, гнобить дипломатов недружественных стран можно, а порой и нужно, особенно в такие времена, как сейчас, но лучше делать это от осознания своей силы, а не от слабости. Немного стыдно за такое.
Пока в МИД отрицают сходство новых магазинов с «Берёзками», ссылаясь на то, что в СССР они работали не только для дипломатов, но и советских людей, которые за рубежом получали зарплату валютными сертификатами. Но это пока. Изменятся условия (СВО затянется, экономика ослабнет, придёт бедность, понадобится валюта), и всё вернётся назад.
Не исключено, что среди дипломатов старшего поколения даже существует определённая ностальгия по временам, когда у нас были «Берёзки». Ведь доступ к качественному импорту был критерием их принадлежности к особой касте хозяев жизни. Учиться в МГИМО тогда рвались в том числе и ради такого жизненного успеха. Элита!
Вспомним, как во время пандемии Мария Захарова возмущалась, что привилегии высшего класса общества (к каковому она относила и себя), вроде авиапутешествий в постсоветское время по мере улучшения экономического благосостояния стали доступны слишком многим. Вот эта сегрегация больше всего и мила. Им важна их особенность.
Раньше можно было улететь в Куршавель и смеяться над русскими в Турции или Крыму. Теперь, когда стать «своими» на Западе не вышло, их не приняли, пометили и выгнали, начальники вынуждены обустраиваться на Родине. А раз так, требуется создать механизм сегрегации здесь. Для души. «Берёзки» - старый испытанный инструмент. Куда прёшь, холоп?!
Простые люди тоже испытывают ностальгию по прошлому. Но другую. Более 80 процентов россиян хотят возвращения товаров под советскими брендами, потому что они были «надежными» и «доступными по цене». Вспоминают автомобили «Волга», «Победа», холодильники «Орск», велосипеды «Кама», качественные советские продукты.
Нет, пусть будут и «Берёзки», но если уж возвращать лучшие образцы прошлого, то для всего общества. И не только товаров, но и социальной системы, экономики, общественных отношений, гуманитарной сферы. «Берёзки» же — символ, милый «фарце» и их современному изданию — олигархам. Именно там они учились обкрадывать людей.